Бизнес стал безопаснее: рейдерские захваты исчезают

Автор фото: Sora Shimazaki/Pexels
Автор фото: Sora Shimazaki/Pexels

По данным Федеральной нотариальной палаты, в России за год на 37,4% увеличилось число желающих регистрировать бизнес через нотариуса — это гарантирует законность и позволяет повысить уровень защиты предприятия от мошеннических действий, в том числе рейдерских захватов. В 2021 году также изменилась процедура выхода участника из состава общества с ограниченной ответственностью: нотариус сегодня не только удостоверяет сделки с долями, но и передаёт соответствующие документы в налоговую. О преимуществах нотариальной формы сделки в беседе с главным редактором "ДП" Игорем Павловским рассказала президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Мария Терехова.

Какие риски несла в себе простая письменная форма продажи долей в ООО для продавцов и покупателей?
— Как раньше, так и теперь простая письменная форма (то есть без присутствия нотариуса, когда сами участники сделки в интернете находят какой-то договор, думают, что он им подходит, и подписывают его) несёт в себе всё те же риски: никто не устанавливает личность и дееспособность людей, не проверяет полномочия сторон на заключение этой сделки и самое главное — никто не устанавливает волю сторон.
Мы все помним 2000-е годы, когда бизнес активно развивался, и тогда же начали происходить рейдерские захваты. Государство в то время достаточно оперативно отреагировало — и уже в 2009 году была введена обязательная нотариальная форма для таких сделок.
Это остановило или хотя бы уменьшило количество рейдерских захватов?
— Остановило. Сейчас тоже пытаются осуществлять так называемые "недружественные захваты" организаций — но это скорее связано с недобросовестностью участников: они пытаются предоставить нотариусу поддельные документы — опять-таки в простой письменной форме. И не всегда у нас есть возможность не принять документ, мы можем не знать, что он подделан.
Как нотариально заверенная сделка купли-продажи долей в ООО защищает права продавца и покупателей?
— Вы не остаётесь один на один с проблемой, друг с другом — с вами в сделке участвует квалифицированный специалист, то есть нотариус. И если вдруг возникнет такая ситуация, что необходимо пойти в суд, нотариус будет защищать и продавца, и покупателя, и государство, которое всегда незримо присутствует при удостоверении любой сделки.
А других совладельцев бизнеса и самого общества?
— Тоже, конечно, защищает. Потому что у участников общества есть право преимущественной покупки той доли, которая есть у продавца. И здесь, конечно, нотариус защищает такого сособственника. Так, с недавнего времени введена обязательная нотариальная форма для направления в общество оферты о продаже доли, содержащей указание цены и других условий продажи. Раньше это возможно было делать в простой письменной форме. И здесь было огромное поле для злоупотреблений участниками: они, направляя чистый лист бумаги, говорили: "я уведомлял" — и продавали долю тому, кому, собственно, хотели, не участнику. Теперь такая ситуация невозможна, поскольку оферта должна быть удостоверена нотариально.
Объём работы нотариусов, получается, увеличился?
— Значительно. Государство всё больше и больше увеличивает нашу компетенцию и возлагает на нас обязанности по защите прав как физических, так и юридических лиц.
Если доходит до суда, сегодня нотариус выступает не просто как посредник или сторонняя организация?
— Да, совершенно верно — посредниками нас назвать нельзя, мы скорее гаранты в этой ситуации. Гаранты законности. Когда нотариус удостоверил сделку либо выдал тот или иной нотариальный акт, это значит, что он отвечает за свой документ. В противном случае, если нотариусу что-то не нравится, если есть какая-то спорность либо незаконность, он просто не будет удостоверять такую сделку или выдавать тот или иной документ.
А если нотариус ошибся?
— Все мы люди. Бывает такое, что нотариус ошибается. Всё зависит от того, какая ошибка. Ошибка может быть техническая, которую можно исправить даже в присутствии участников сделки. Если ошибка намного более критична — это крайне редкие случаи, — то её возможно исправить в судебном порядке.
А ответственность нотариуса за ошибку?
— Во-первых, в судебном порядке ответственность нотариуса должна быть установлена. Но самое важное, с чем не сталкиваются другие участники, будем говорить, юридической сферы деятельности, — это материальная ответственность. То есть у нотариуса полная имущественная ответственность за вред, причинённый имуществу юридического либо физического лица умышленными противоправными действиями. Если представить такую мифическую ситуацию, что нотариус умышленно совершил какое-то неправильное действие, то он отвечает всем своим имуществом.
Но умысел нужно доказать в суде?
— Конечно. Но это нереальная ситуация. Нотариус не будет этого делать.
Вы смогли бы с точки зрения экономики оценить эффект для бизнеса от оформления нотариальной сделки по продаже долей в ООО?
— Это в продолжение темы защиты бизнеса от рейдерских захватов. Что такое рейдерский захват? Недружественное поглощение, а другими словами — потеря имущества. Поэтому введение в этот сегмент гражданского оборота нотариуса позволило сохранить людям бизнеса своё имущество.
То есть стало безопаснее заниматься бизнесом?
— В части владения долями — да, конечно.
Каков функционал нотариуса при оформлении такой сделки?
— Помимо описанных выше полномочий по установлению личности и выяснению дееспособности сторон сделки, по выяснению воли сторон на заключение именно такой сделки, именно на этих условиях, нотариус совершает массу иных действий. Безусловно, мы должны заказать документы, подтверждающие полномочия участника, — это выписка из ЕГРЮЛ; мы проверяем по ЕГРН наличие либо отсутствие судебного акта о дееспособности либо недееспособности такого участника; кроме того, конечно, смотрим учредительные документы, в которых может быть установлена масса ограничений для совершения сделок; мы проверяем наличие либо отсутствие корпоративного договора, в котором также могут быть установлены ограничения на совершение сделки; мы смотрим, не заложена ли доля, потому что тоже есть ряд ограничений, если доля продавца заложена; при наличии информации о заложенном имуществе мы смотрим договор залога, потому что, вполне вероятно, нам потребуется согласие залогодержателя (как правило, это кредитное учреждение) на заключение такой сделки; мы испрашиваем согласие супругов на сделку — проверяем массу нюансов в этой сделке. И если нотариуса посещают малейшие сомнения либо мы видим прямую незаконность в осуществлении сделки, то будет отказано — такая сделка не будет удостоверена.
Получается, сегодня я, являясь участником ООО, не смогу продать свою долю без участия нотариуса?
— Не сможете. И выйти из состава участников тоже не сможете. Раньше в этой части была масса злоупотреблений. Например, возможно было просто направить в общество обычную бумагу, рукописную, о том, что "я выхожу". Ну и как мы с вами понимаем, здесь раздолье для деятельности недобросовестных участников, которые либо препятствуют осуществлению обществом своей работы, либо впрямую противодействуют. Теперь такое уведомление должно быть непременно нотариально удостоверено. И уже сам нотариус передаёт в общество этот документ. Поэтому риски сведены практически к нулю.
Работа нотариуса после заключения сделки продолжается?
— Нотариус в силу закона обязан после удостоверения такой сделки направить о ней информацию в налоговый орган. И это, как мы понимаем, тоже даёт возможность свести на нет рейдерские захваты. Потому что госорган получает информацию непосредственно от нотариуса, удостоверившего сделку. Раньше такого не было. И опять же случались ситуации, когда нотариус удостоверял сделку, отдавал её людям для последующей регистрации изменений в налоговом органе, а налоговая получала совершенно иные сведения. Сейчас такая ситуация невозможна.
То есть сейчас ни я как участник ООО, ни мои партнёры не имеем права отправлять эти данные в налоговую — только нотариус?
— Только нотариус. Это повышает статус единого государственного реестра юридических лиц — он становится более достоверным, чистым и понятным для всех участников бизнеса, для контрагентов этой организации. Более того, теперь эта часть работы нотариуса является частью самой сделки, то есть для участников сделки это не несёт каких-либо дополнительных финансовых затрат.