Большой газовый гигант: приход "Газпрома" в Петербург встряхнёт рынок труда

Автор фото: Сергей Ермохин

Приход в Петербург ключевой российской компании повышает качество кадрового рынка и даёт потенциал для развития интеллектуальной среды.

Простейшая аксиома — большой и внушительный объект становится доминантой в пространстве. Например, отстроили многометровое пламя "Лахта Центра" — и оно сразу засияло на городском небосклоне. Откуда ни глянь — сверкает, укроешься разве в тиши двора–колодца. Что справедливо для мира физического, так же нередко и для экономического — воцарение масштабной корпорации непременно отразится в "пироговых" и "столбцовых" графиках региональных отчётов по итогам года.
Итак, в городе уже несколько лет как де–юре обосновался тот самый владелец небоскрёба у залива — главное российское ПАО со многими ответвлениями, "дочками" и прочими частями раскидистого семейного древа. Для уважаемых читателей сразу сделаем оговорку — говоря "Газпром", мы имеем в виду всю масштабную систему компании, которая существует в Петербурге (а это 169 юрлиц). Мы понимаем, что некоторые компании, в названии которых фигурирует "Газпром", очень стараются обосабливаться, подчёркивая, что они сами по себе и функция у них иная и важная. Но, пока речь не заходит о судебной волоките или денежных вопросах, мы говорим "Газпром" — и подразумеваем всю корпорацию.
Итак, в Петербурге отныне прописан большой газовый гигант, и он требует очень немалого количества человеческих душ… То есть рук и голов. Как указывала сама компания на своём сайте, в конце 2019 года число работников обществ группы "Газпром" составило 473 800 человек. Из них 249 тысяч человек — рабочие, 156,4 тысячи — специалисты и служащие и 68 тысяч — руководители.
Число кадров внушительное, однако ключевой для нас вопрос — сколько сотрудников требуется в Петербурге и какую специальность им необходимо иметь?
Это можно узнать непосредственно на ресурсах по размещению вакансий и резюме. "На данный момент доля вакансий в Петербурге, которые разместили в этом году компании, входящие в состав “Газпрома”, составляет менее одного процента, — комментирует директор hh.ru по СЗФО Юлия Сахарова. — Большая часть актуальных предложений о работе, размещённых дочерними компаниями холдинга в этом году в Петербурге на hh.ru, относится к сфере информационных технологий (53% от всех вакансий компании), и здесь ищут разработчиков, аналитиков, администраторов, специалистов по информационной безопасности и других". Также 13% размещённых объявлений — для продавцов, 10,5% вакансий ищут кадры в сфере производства, и 10,3% — в области строительства. Наибольшая часть предложений — для претендентов с опытом работы от 1 до 3 лет и от 3 до 6 лет. Любопытно, что сотрудники с солидным опытом от 6 лет требуются в меньшей степени, чем без такового совсем. В основном соискателям предлагают зарплату от 70 тыс. рублей в месяц, в 2 раза меньше предложений с зарплатой от 105 тыс. рублей ежемесячно.

Штабные пчёлки

Итак, портрет необходимого специалиста для структур "Газпрома" нарисован, стоимость его компетенций обозначена. Cама штаб–квартира потребует массу работников для её жизнедеятельности: "Вряд ли можно сейчас говорить о заметном усилении борьбы за кадры, поскольку “Лахта Центр” пока не функционирует, — считает профессор кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС Александр Прихач. — Но то, что он создаст дополнительные рабочие места, — без сомнения. Обеспечение функционирования и обслуживание небоскрёба — достаточно трудоёмкая задача, требующая привлечения множества специалистов высокого уровня. Считается, что небоскрёбы способны формировать так называемый субрынок труда. Это проистекает из их высокой технологичности: если лифты — то скоростные; если помывка окон — то работниками–сверхвысотниками или роботами; если противопожарные системы — то самого современного уровня; если водоснабжение — то с учётом возможных перепадов давления. А если просто подсчитать размер совокупных площадей по всем этажам, которые предстоит обслуживать?"
Размер и кошелёк компании задают тон на кадровом поле. Значит, Петербург будет ждать профессионалов высокого уровня, что дополнительно встряхнёт и оживит муниципальный рынок труда. При этом опасение, что "Газпром" как пылесос втянет в себя лучших и не оставит ни крохи компаниям скромнее, разбиваются о мобильность: "Может показаться, что кадровый рынок будет делиться на большее число игроков, к которым добавился мощный крупный субъект. Но на самом деле ситуация может сгладиться тем, что возросший ассортимент вакансий способен привлечь потенциальных кандидатов извне", — подчёркивает Александр Прихач.

Не дожидаясь диплома

Пришествие ведущей нефтегазовой корпорации в город скажется не только на кадровой сфере, но и на интеллектуальной и образовательной среде.
Компания уже тесно сотрудничает с рядом петербургских вузов, создавая потенциал для набора талантливых специалистов прямо со студенческой скамьи. Так, в прошлом году "Газпром нефть" и ИТМО подписали соглашение о развитии новой специализации — "современные аспекты нефтегазового дела".
В прошлый учебный год стартовал набор студентов на магистерские программы "биоэкономика" и "геомоделирование", которые требуют от кандидатов глубоких познаний в химии и IT одновременно. С 2014 года на базе Политеха работает научно–образовательный центр "Газпромнефть–Политех", где также готовятся кадры для нефтегазовой промышленности. Студенты изучают основы нефтедобычи и нефтепереработки и даже создали симулятор гидроразрыва пласта.
"Чем более высокотехнологично производство, тем заметнее его воздействие на систему профессионального образования. В качестве примера можно привести Японию, Южную Корею, да и уже, пожалуй, Китай. В Корее пошли по пути Японии, когда возобладала точка зрения, что развитие современного производства с его высокими запросами предполагает повышение профессиональных требований к специалистам, что, в свою очередь, приводит к повышению уровня высшего образования страны", — заключает Александр Прихач.