Самокаты оттаяли и вернулись в Петербург

Автор фото: ТАСС

Сервисы кикшеринга вернулись в город. В новом сезоне они предлагают поездки на более современных моделях и начинают работать в Ленобласти.

В прошлые выходные сервисы Urent и Whoosh расставили самокаты по городу. Судя по радостным постам в соцсетях, петербуржцы сильно соскучились по этому виду транспорта за зиму.
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал отмечает, что система краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов действительно снискала в Петербурге завидную популярность. "Этому способствовала пандемия, — считает он. — Не нужно ехать в автобусах, соблюдается социальная дистанция, а прогулка проходит быстрее и интереснее".
В России даже стали появляться сервисы подписки на электросамокаты. Один из таких, работающий в Петербурге, — "Мой самокат". Заказать самокат по подписке можно от 3300 рублей в месяц.
Несмотря на сезонный характер, кикшеринговый бизнес может быть довольно высокомаржинальным, если правильно организовать работу. Сигал добавляет, что это видно по тому, что даже в кризис 2020 года на рынок Петербурга пришло не менее десятка конкурентоспособных компаний, которые предлагают услуги в особо загруженных автомобилями районах.
Действительно, в прошлом году случился настоящий бум кикшеринга. Если ещё в 2019–м в городе на Неве работало всего три сервиса, то к концу сезона–2020 их стало более десяти. Появились Molnia, Eleven, ZEVS, Red Wheels, Busy–Fly, Urent, Bolt, "ПоПути" и ScooBee. Причём некоторые из них открылись уже под конец лета или вовсе в середине осени.
Представители рынка отмечают, что в Петербурге у кикшеринга есть две функции — туристическая и "транспорта последней мили". Пресс–секретарь Whoosh Юлия Камойлик отмечает, что 65% поездок в их сервисе относится именно ко второму варианту.

Не только мегаполис

В этом сезоне все сервисы будут увеличивать количество самокатов. А также многие из них начнут работать в Ленобласти.
"Для Петербурга мы закупили 4 тыс. самокатов новой модели. И за время каникул много работали над усилением технологий: электроники самоката, шеринговой платформы и приложения", — отмечает Юлия Камойлик. Прошлый сезон Whoosh закончил с 2500 самокатами.
У сервиса toGO в прошлом году было порядка 150 самокатов, теперь там планируют выставить на улицы Петербурга 500. Кроме того, в ближайший месяц сервис собирается начать работать в Гатчине — свежепровозглашённой областной столице.
В Ленобласти собрался обосноваться и другой игрок рынка — сервис Urent. В этом сезоне он заработает в Выборге и, возможно, других городах. В компании сообщают, что до конца сезона общий парк Urent достигнет 6,5 тыс. электросамокатов.
"Мы планируем вложить в этом году 350 млн рублей в технику и до 15 млн — в безопасное вождение в Петербурге. Это консультанты, которые будут объяснять, как пользоваться электросамокатом; учить основам вождения; объяснять основные правила безопасности", — добавляет основатель Urent Андрей Колесник.
Ещё 500 самокатов в Петербурге разместит сервис Eleven. "Мы планируем постепенно расширяться по мере спроса и потребностей жителей", — подчёркивают в компании. А вот в Ленобласть сервис пока выходить не планирует. Продолжит свою работу в Северной столице и сервис городской мобильности "ПоПути".
Многие сервисы в этом сезоне переходят на более безопасные модели электросамокатов. Кроме того, теперь их не нужно пристёгивать к ограждениям или велопарковкам.
Кроме того, в этом году на рынке появится новый сервис Electra. Компания планирует начать работать в Петербурге в мае и разместит в городе 1500 самокатов, а также первой в Петербурге будет предлагать в краткосрочную аренду электромопеды. Правда, для их использования сервис будет требовать водительские права любой категории.
Управляющий партнёр компании Никита Соснин надеется, что в тёплое время года именно электромопеды будут пользоваться такой же большой популярностью, как в Европе и США.

Европейская столица

Представители рынка отмечают, что пока ни городские, ни федеральные власти никак не регулируют рынок.
Юлия Камойлик рассказывает, что сейчас готовятся поправки в правила дорожного движения о средствах индивидуальной мобильности. "Относительно нашего сервиса глобальных изменений мы не видим. Нашими самокатами и сейчас можно пользоваться только после достижения возраста 18 лет, ограничена скорость в рамках ПДД, есть и остальные разумные требования", — отмечает она.
Основатель Urent Андрей Колесник рассказал, что в прошлом году Минтранс ввёл ограничение максимальной скорости для электросамокатов на уровне 25 км / ч. "Мы ведём диалог с другими игроками рынка, чтобы снизить скорость до 20 км / ч, — добавляет Колесник. — По нашему мнению, это повысит безопасность всех участников дорожного движения. Хотя не все игроки с этим согласны".
Никита Соснин также отмечает, что новые правила для средств индивидуальной мобильности никак не отразятся на рынке кикшеринга и в них нет ничего критичного. Однако в Москве, например, уже ввели более жёсткие ограничения. "Там обязательны велопарковки, есть ограничения мощности двигателей, а все данные нужно передавать в московское приложение шеринговых сервисов (в нём собраны данные о каршеринге, велошеринге, кикшеринге)", — поясняет он. Представители сервисов спорят и о ёмкости рынка Северной столицы. По расчётам сервиса toGO, в Петербурге может быть от 4 тыс. до 10 тыс. самокатов. Андрей Колесник оценивает потенциал в 50 тыс. — это около 1 тыс. самокатов на 100 тыс. жителей. Он отмечает, что, во–первых, в Петербурге много спальных районов, где самокатами удобно пользоваться, чтобы добираться до метро и остановок общественного транспорта. К тому же город — лидер по количеству туристов. Здесь уже есть нужная инфраструктура, набережные, парки. Поэтому он убеждён, что Петербург вполне может стать одним из европейских лидеров по использованию кикшеринга.
Никита Соснин считает, что уже в этом году в городе на Неве может быть до 50 тыс. электросамокатов. "Это связано с тем, что у городских властей нет никакой позиции относительно кикшеринга. Поэтому происходит бесконтрольный рост, и это нехорошо, так как со временем власти будут вынуждены ограничить количество самокатов для каждого шеринг–сервиса и начать регулировать этот рынок", — уверен он.