Фото: vostock-photo
Фото: vostock-photo

Смартфон вместо кассы: малый бизнес уходит в безнал

730
Дарья Дмитриева
1 апреля 2021, 07:24

Один из активных пользователей новых платёжных инструментов — малый бизнес.

В 2021 году повысились требования к малому бизнесу, касающиеся приёма безналичных платежей. Если раньше принимать оплату картами обязаны были предприятия с оборотом больше 40 млн рублей в год, то с 1 марта планка понизилась до 30 млн. А с 1 июля принимать безнал должны будут и те, у кого годовой оборот превышает 20 млн рублей. Принимать безналичные платежи можно через обычный эквайринг, услуги которого предоставляют практически все банки, или через систему быстрых платежей. По данным ЦБ, переводы через систему быстрых платежей в 2020 году многократно выросли как по количеству, так и по объёму операций. За 2 года функционирования системы ею воспользовались свыше 15 млн банковских клиентов: за последний год их число выросло в 15 раз.

Терминал не нужен

Между тем устанавливать обычные терминалы удобно далеко не всем предпринимателям. Поэтому на рынке появляется всё больше альтернативных решений. Например, банк "Русский стандарт" создал решение Visa Tap to Phone, предназначенное для малых и средних торгово–сервисных предприятий. Оно позволяет им принимать бесконтактные платежи с помощью смартфона, без дополнительного оборудования. Для малых и средних предприятий банк выпустил систему мобильного эквайринга на базе Android, которая позволяет принимать платежи в торговой точке или при доставке товара курьером.

Свой вариант бесконтактного платёжного сервиса на базе SoftPOS в марте запустила QIWI в партнёрстве с компанией "Смартфин" (tap2go). Как сообщили в пресс–службе QIWI, следующим этапом развития сервиса станет расширение его функционала под задачи малого и среднего бизнеса, а также самозанятых.

Технология SoftPOS в России появилась всего пару лет назад, но уже успела неплохо зарекомендовать себя на рынке. Директор по продажам компании Mia Air Михаил Петров обращает внимание, что главное преимущество продукта — невысокая цена. "SoftPOS позволяет снизить затраты на покупку кассового оборудования, а в перспективе — снизить стоимость комиссии за эквайринг и дать возможность настраивать скидки, акции и программы лояльности в маркетплейсе сервиса", — указывает эксперт.

Одним кликом

Новые сервисы для малого и среднего бизнеса, связанные с безналичными расчётами, появляются не только применительно к приёму платежей у клиентов. Финансовые организации инвестируют в самые разнообразные решения, а эксперты считают петербургский рынок платёжных систем одним из лидеров по конкуренции.

В РГС Банке (основной пул клиентов сосредоточен в сфере автобизнеса) компаниям МСБ предлагают оплату таможенных платежей с помощью "Таможенной карты". "Продукт ориентирован на компании, осуществляющие платежи в пользу таможенных органов. Виртуальная карта позволяет оплачивать онлайн все виды таможенных платежей в момент декларирования товаров. При этом все платежи отражаются в системе “Лицевые счета” таможенного инспектора сразу после их совершения", — рассказала "ДП" директор по корпоративному бизнесу РГС Банка Анна Гордеева.

Ещё один игрок рынка, предлагающий набор сервисов для бизнеса, — "ЮMoney". Один из них — зарплатный проект. Он создан на основе упрощённого сценария переводов в онлайне и позволяет переводить деньги на карты разных банков. В компании отмечают, что продукт ориентирован в большей степени на малый и средний бизнес, потому что позволяет сократить время на оформление платёжек и переводить сотрудникам зарплату на карты разных банков. С помощью "ЮKassa" деньги можно переводить на карты как международных систем Visa или MasterCard, так и российской "Мир".

Китайский вариант

Михаил Петров считает, что инвестиции компаний в МСБ перспективны: это самый быстрорастущий сегмент бизнеса. При этом в России сегмент всё ещё развит недостаточно и перспективы для роста огромны. Среди лидеров по развитию платёжных систем для малого и среднего бизнеса эксперт выделяет Китай.

"Китайский WeChat уже давно стал экосистемой и фактически заменил пользователю все приложения. Tому не нужно выходить из приложения, чтобы совершить онлайн–покупки, заказать продукты на дом, оплатить любые счета или услуги, перевести деньги, оформить коллективную покупку с большим дисконтом, знакомиться с новыми людьми, общаться с друзьями, делиться контентом и много чего ещё. В Китае стоят кабинки, в которые можно зайти, оплатив вход с помощью смартфона. Там можно отдохнуть, посмотреть фильм или просто поработать. При этом самое интересное то, что управлять освещением, включать телевизор и осуществлять остальные настройки вы можете только через WeChat c помощью мобильного телефона. И даже выйти из кабинки возможно, только приложив смартфон к специальному датчику на двери", — рассказывает Петров.

Но чем больше развиваются технологии, тем острее стоит вопрос информационной безопасности. Гендиректор компании по кибербезопасности TS Solution Михаил Зимин отмечает: "Один из основных векторов кражи банковских карт — это системы оплаты у интернет–магазинов. Люди вводят туда свои данные, которые могут там оставаться. Но получить информацию для мошенника мало. Это только побуждает его позвонить человеку, начать рассказывать стандартные истории, пытаться получить дополнительные данные для доступа к деньгам. Год от года количество таких краж растёт".