За ЗОЖ и моду: альтернативное молоко захватывает полки ретейлеров

Автор фото: vostock-photo

Ретейлеры начали расширять полки с безлактозным растительным молоком — товар пользуется хорошим спросом, на рынке появляется всё больше новых марок. Рост этой категории из года в год впечатляет.

Производство подобной продукции менее затратное по сравнению с производством обычной молочки. Эксперты считают, что к растительному молоку могут скоро добавиться растительное мороженое, творог и другие продукты. А так как эти товары имеют высокую добавленную стоимость, они в скором времени начнут вытеснять обычное молоко на полках.

Выгодная мода

Все опрошенные "ДП" ретейлеры и эксперты сходятся на том, что потребление растительного молока — это мода и тренд, связанный с продвижением здорового образа жизни. Значит ли это, что когда мода закончится, растительное молоко исчезнет с полок? Совсем нет, ретейлеры всё активнее расширяют ассортимент растительного молока, его производство дёшево и выгодно, и оно способно приносить хорошую выручку магазинам, а также поддерживает определённый имидж.
"Ретейлеры улавливают тренд на альтернативные молоку продукты, поэтому охотно вводят их в ассортимент. К тому же такая продукция всегда имеет высокую добавленную стоимость — ещё один плюс для торговых сетей. Кроме того, расширение ассортимента при помощи растительных аналогов молока позволяет дополнительно позиционировать себя как магазины с акцентом на ЗОЖ-продукцию, немолочные напитки пока к ней почему-то относят", — говорит Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению продовольственной продукции в торговые сети.
Лачугин подтверждает, что это всего лишь мода и общий тренд. Сегодня многие заведения общепита предлагают посетителям чай и кофе с альтернативными добавками вместо молока. Тем не менее, производство подобной продукции куда более простое и менее затратное в сравнении с молочными продуктами (не считая стартовых инвестиций и отработку технологий). Поэтому неудивительно, что и производители, и ретейлеры заинтересованы в продвижении немолочных напитков. Лачугин отмечает, что в ближайшее время производители начнут расширять свои линейки, будут добавляться новые вкусы и сочетания. Возможно, на рынок будут выводиться напитки из новых культур (например, как несколько лет назад впервые появилось гречневое молоко).
Рост этой категории продуктов из года в год впечатляющий. Чем больше будет ассортимент подобного товара, тем ниже будет цена. И тогда для молочных продуктов конкуренция станет намного серьёзней.
"Что касается производителей, которые могли бы зайти на этот рынок, то я бы выделил три категории тех, за кем в этом плане надо наблюдать: производители классических молочных продуктов (как Danone, который стабильно теряет долю рынка молочки, поэтому спешно начал работать в направлении производства в России растительных альтернатив под маркой Alpro), это производители соков (как "Сады Придонья", которые в своё время вывели бренд "NeMoloko") — такие компании имеют технологические возможности быстро наладить производство. Также я бы выделил производителей круп: их преимущество в том, что они располагают сырьевой базой. Доходы крупных агрохолдингов позволяют им приобретать технологические линии и налаживать выпуск такой продукции. Один агрохолдинг прямо сейчас активно работает над таким проектом. Поэтому в этом сегменте конкуренция будет усиливаться, иностранные игроки существенно сократят свою долю на российском рынке", — заключил эксперт.

Рыночек растёт

По данным Euromonitor, при сохранении текущих тенденций объём рынка питьевых растительных продуктов в России к 2024 году составит 27,7 тыс. тонн и по оценке Valio превысит 6 млрд рублей в денежном выражении.
Сегодня ассортимент растительной продукции Valio в России представлен овсяными напитками под брендом Valio Oddlygood. Продукция производится концерном в Финляндии, на собственном заводе в Туренки. Впервые этот продукт появился на российском рынке в 2018 году, ежегодно объёмы продаж линейки в России растут: в 2020 году рост по отношению к 2019 превысил 300% в натуральном выражении. При этом производитель продолжает расширять линейку молочной альтернативы. Так, в начале 2021 года Valio представила новый продукт — овсяный напиток для приготовления кофе объёмом 0,75 л, требующий холодильного хранения.
"Вместе с тем, стоит отметить, что за прошедший год объёмы продаж выросли не только в сегменте овсяных напитков, но и в категории безлактозного молока. Например, рост объёмов продаж нашего молока без лактозы Eila в 2020 году составил более 50% по сравнению с 2019-м", — добавили в пресс-службе компании. Там полагают, что рост в обеих категориях связан с более внимательным отношением потребителей к функциональным преимуществам продукции.
Ретейлеры следуют за вкусами потребителей. Это подтверждают в X5 Retail Group: "Ориентация покупателей на здоровый образ жизни — один из заметных трендов последнего времени. Увеличивается интерес и к персонализированному питанию, натуральным качественным продуктам с понятным составом и происхождением, органической и функциональной еде, без глютена, лактозы или сахара. За последний год ассортимент растительного молока в супермаркетах "Перекрёсток" Петербурга увеличился почти на треть — до 46 наименований. В категории представлены как простые вкусы (кокосовое, миндальное молоко и пр.), так и напитки, обогащенные кальцием, со вкусом шоколада, фруктов и ягод. Спрос на данную категорию за последний год вырос на 40%. Он вызван как повышенным вниманием современного покупателя к составу приобретаемой продукции, так и желанием разнообразить свой рацион", — рассказали в пресс-службе X5.
В METRO в сравнении с прошлым годом данная категория показала прирост 40%: "В 2020 году в категории "Молочные продукты и Сыр" в торговых центрах METRO была проведена перевыкладка, в том числе и в подкатегории "Немолочные продукты и напитки". После реорганизации полочного пространства ассортимент растительного молока действительно расширился. Основной целью реорганизации было сделать категорию растительного молока более заметной для покупателя, расширить ассортимент и предложить клиенту комплексное решение в одном месте — немолочные напитки теперь выкладываются вместе с немолочными десертами и йогуртами".
Сейчас на полках магазинов чаще всего можно встретить следующие бренды: Alpro (Danone), NeMoloko ("Сады Придонья"), BORGES, Green Milk и "Здоровое МЕНЮ" (Союзпищепром), Adez (Coca-Cola), Take a bite (БИОФУДЛАБ) и Valio.