Игра на привлечение: как IT–соревнования спасают от кадрового голода

Автор фото: vostock-photo

Компаниям выгоднее организовать чемпионат, чем обращаться в hr–агентство.

После пандемийных ограничений и сезона зимне–весенних праздников IT–индустрия с её многочисленными олимпиадами, митапами, хакатонами и прочими ивентами, на которых гении клавиатуры привыкли встречаться вживую и развиртуализироваться, начала оживать.
Хотя большинство чемпионатов проводятся по–прежнему на онлайн–площадках (например, недавние финалы российского Huawei Cup и Changellenge >> Cup IT), уже заявлены и офлайн–мероприятия. "Цифровой прорыв", один из крупнейших IT–конкурсов в России, объявил о запуске IT–хабов в регионах. В Петербурге будет открыта площадка в партнёрстве с СПбПУ. Подтверждено открытие уже 23 таких хабов для конкурсов по всей России.
Для Петербурга это история знакомая. Ведь у нас базируется Codeforces — платформа для создания, проведения и обсуждения соревнований по программированию. Это что–то среднее между онлайн–судьёй, сервисом для организации и социальной сетью.
Основатель и руководитель проекта Codeforces Михаил Мирзаянов рассказывает, что в России уже много лет активно развивается сообщество командных чемпионатов по спортивному программированию среди школьных и студенческих команд. В различных регионах России и СНГ проводятся отборочные туры. Лучшие приезжают на финальные этапы в Петербург: на Всероссийскую командную олимпиаду школьников по программированию (ВКОШП) и финал Северной Евразии, полуфинал чемпионата мира по программированию ICPC и др.
Финальные этапы таких чемпионатов, как VK Cup, VK Hackathon, тоже много лет проводятся в Петербурге. Соревнования периодически организуют и менее крупные местные компании, например Jetbrains и Okko. Направления могут быть любыми: искусственный интеллект, спортивное программирование, машинное обучение и так далее.
IT–чемпионаты и хакатоны, ориентированные не на детей, а на взрослых специалистов, кажутся со стороны бессмысленным развлечением, поводом собрать "тусовку" своих. Однако они выполняют вполне конкретные бизнес–функции, поэтому компании готовы вкладывать в организацию этих мероприятий весьма значительные средства. Как рассказал "ДП" технический руководитель образовательных проектов, руководитель направления IT–чемпионатов Mail.ru Group Дмитрий Санников, проведение одного такого конкурса обходится минимум в 4 млн рублей.
Партнёр и основатель компании FutureToday Денис Каминский считает, что IT–соревнования решают как минимум четыре задачи: повышают информированность соискателей о компании, увеличивают её привлекательность как работодателя, помогают разглядеть талантливых звёзд, дают неожиданные решения, которые можно применить в бизнесе. "В рекрутменте, как и в продажах, часто используется понятие “воронка”.
Это значит, что для достижения итогового результата — найма сотрудника — нужно пройти ряд этапов. И на каждом из них часть кандидатов отсеется. Либо по своей воле, либо по решению нанимающей компании. Первым этапом такой “воронки” является знание о компании. Действительно, если кандидат ничего о ней не знает, он не откликнется", — говорит Денис Каминский.
Он также добавляет, что сейчас ситуацию на рынке труда в IT можно описать как рынок кандидата. Это значит, что работодателя выбирает соискатель. Из двух одинаковых предложений он выберет то, что сделано более привлекательной компанией.
Если вернуться к "воронке", то доля кандидатов, отказавшихся проходить отбор на каждом из этапов (в том числе после получения оффера), зависит от имиджа работодателя.
Талантливые кадры не всегда ищут работу, но им может быть интересно порешать сложные задачки.
"Такой талант не получилось бы привлечь на работу обычной вакансией, но можно найти среди участников мероприятий. И дальше уже попытаться уговорить присоединиться к компании в качестве сотрудника. Отдельно выявление звёзд — важная задача при работе с молодыми специалистами: у них часто нет ещё большого послужного списка в резюме, но, посмотрев на то, как они работают над конкурсными задачами, можно сделать выводы об их потенциале", — заключает Денис Каминский.

Экономия на хантинге

Срок подготовки квалифицированных кадров велик, при этом фундаментальное образование не успевает за потребностями рынка, а опыт нарабатывается в реальной работе.
Для квалифицированных сотрудников очень привлекательные условия предлагают иностранные компании, поэтому при достижении определённого уровня IT–специалисты отдают предпочтение работе за рубежом (пусть даже в удалённом формате, не покидая страны).
"На данный момент спрос опережает предложение, что заставляет компании рассматривать для найма специалистов с перспективой обучения. Поэтому среди IT–компаний так распространены кейс–чемпионаты и хакатоны", — считает консультант TSQ Consulting Татьяна Андреева.
По её словам, изначально кейс–подход применялся в университетской среде. Затем был принят на вооружение консалтинговыми компаниями и до сих пор является одним из ключевых каналов найма. Позже эту технологию стали активно использовать IT–компании.
Проведение чемпионата — дело недешёвое, но, по мнению многих, всё равно существенно выгоднее покупки услуг HR–агентств.
"Агентства берут процент от годового оклада за каждого человека. Чемпионаты решают разные задачи заказчиков. Но если говорить о найме IT–специалистов, то в среднем, если соревнование собирает до 500 человек, 10% из них проявят интерес к вакансиям организаторов. Сразу же после завершения чемпионата на вакансию могут выйти четыре–пять специалистов. Это уже хороший результат.
Но чемпионаты становятся экономически выгоднее рекрутеров из–за отложенного эффекта. Большая часть участников откликается на вакансию организатора в течение 3–6 месяцев после завершения конкурса", — подчёркивает Дмитрий Санников. При этом после чемпионатов компании нанимают на работу не четыре–пять сотрудников, а 10 и более. Mail.ru Group за счёт соревнований закрывает около 100 позиций в компании в год.
Однако при всех своих достоинствах чемпионаты не являются полной заменой IT–рекрутерам, а лишь дополняют их. "Сейчас такая большая потребность в IT–кадрах, что рекрутеров (своих и внешних) недостаточно", — говорит Денис Каминский.

Мозговой штурм задаром

В Mail.ru Group отмечают, что есть разные типы конкурсов: как специализированные под наём, под определённую вакансию, так и те, которые ориентированы на то, чтобы посмотреть, кто есть на рынке, заявить о себе, решить PR–задачи. Отдельная категория конкурсов "заточена" на проверку гипотез.
"Мы даём какую–то сложную задачу и смотрим, как её можно по–другому решить. Потому что у нас тоже где–то замыленный взгляд, а тысяча крутых специалистов могут сгенерировать такие идеи, до которых стандартная команда из 10 человек никогда не дойдёт", — рассказывает Дмитрий Санников.
По большому счёту сотни программистов решают конкретную проблему компании, не являясь штатными сотрудниками. Таким образом, организатор остаётся в выигрыше при любом исходе.
В большом количестве компаний появились наукоёмкие задачи, обрабатываются большие данные. "Всё это требует эффективных алгоритмов, и спрос на навыки problem solving велик", — подчёркивает Михаил Мирзаянов.