Продуктовый ретейл пытается стать цифровым за счёт покупки стартапов

Автор фото: ТАСС

При этом чаще всего готовые решения ищут за границей или выращивают в собственных акселераторах.

По мнению представителей бизнеса, 2020 год стал знаковым в развитии e–commerce. Однако ретейлеры используют высокотехнологичные решения не только для работы с покупателями (например, экспресс–доставка товаров), но и для организации собственных внутренних процессов.
Например, в сети "Магнит" стали внедрять видеоаналитику очередей в магазинах, полок (для отслеживания товара в наличии). Также с помощью специальной технологии в компании изучают наиболее перспективные локации для открытия новых точек.
"Первые тесты показали, что можно практически полностью исключить запуск потенциально неэффективных магазинов и сэкономить на этом сотни миллионов рублей", — сообщили "ДП" в пресс–службе ретейлера.
Курс на цифровизацию во время локдауна взяли и в компании "Ашан". Там стали использовать единое корпоративное решение, позволяющее упростить работу с заказами, существенно сократить расходы на поддержку IT, а также повысить эффективность персонала. Также в сети взялись за автоматизацию транспортной логистики — начали тестировать систему управления TMS (transport management system), которая формирует оптимальные маршруты, учитывая временные окна приёмки в магазинах, необходимое количество палет, вместимость транспорта.
Готовые инновации для своего бизнеса компании ищут у стартапов, причём за новыми идеями обращаются в зарубежные акселераторы. Активнее всех, пожалуй, этим интересуются в X5 Retail Group. Там уверены, что российский ретейл находится на ранней стадии цифровизации, но в ближайшее время ситуация будет сильно меняться. Компания изучает решения, которые предлагают разработчики Израиля, Китая, стран Европы, СНГ и Прибалтики, где у неё запущены скаутинг–активности.
"Мы рассматриваем технологические решения для нескольких сфер — транспорт и логистика, потребительский опыт, операции в магазинах, электронная коммерция, качество товаров, автоматизация процессов бэк–офиса. При отборе технологии приоритетными для нас являются решения, которые имеют положительное влияние в том числе на P&L (например, расходы на персонал, эксплуатационные и логистические расходы, покупательская корзина, что, в свою очередь, будет выражаться в увеличении РТО)", — рассказали в пресс–службе X5.
Похожий опыт есть и у "Ленты". Осенью 2020 года компания запустила программу скаутинга стартапов в США, Европе, Израиле, Китае и Южной Корее. Руководство сети указывает, что многие решения пока представлены только на зарубежных рынках.
"При работе со стартапами не всегда можно однозначно оценить потенциальный экономический эффект. Нередко их ценность выявляется только на этапе пилотирования, когда подтверждается технологическая готовность решения и даётся реальная оценка бизнес–эффекта на конкретном процессе", — подчёркивают в пресс–службе "Ленты".
Директор бизнес–инкубатора "Ингрия" Елизавета Уросова считает, что российские стартапы обладают достаточной новизной и технологичностью. "Но в последнее время сложился тренд, согласно которому компании закрывают свои потребности самостоятельно, создавая на своей базе rnd–центры и внутренние акселераторы", — отмечает она.
Так поступили, например, в ретейлере "Магнит", где совместно с фондом "Сколково" провели акселератор MGNTech, по итогам которого отобрали 12 стартапов с самым высоким коммерческим потенциалом.
Среди них решение EVA PRO для оценки состояния колёс транспортных средств, технология распознавания товаров по фейсингу, QR– и штрихкоду на основе компьютерного зрения и машинного обучения Napoleon IT, решения для автоматического планирования графиков смен персонала, биометрического учёта рабочего времени, расчёта зарплаты и управления внешним персоналом Timebook.
К каким ещё способам прибегают крупные компании для привлечения IT–специалистов и внедрения решений - в материале "Делового Петербурга"