Бонусные проезды: Ленобласть нашла способ строить дороги с помощью Москвы

Автор фото: Антон Ваганов
Власти Ленинградской области планируют включить в федеральную программу "Стимулирование жилищного строительства" ("Стимул") проекты создания муниципальных дорог в жилых массивах тех застройщиков, которые завершают проблемные объекты.
Как пояснили "ДП" в правительстве Ленобласти, пока речь идёт о муниципальной дороге в Новоселье, которая ведёт к участку застройки компании "Строительный трест", и проспекте Строителей в Северном Кудрово к домам компании "Евроинвест Девелопмент".
С этими девелоперами были заключены соглашения о достройке проблемных объектов: "Строительный трест" достраивает дом в Лаголово за "Мегаполисом", "Евроинвест Девелопмент" — за ЖК "Созвездие" в Мурино.
Для включения в "Стимул" обсуждаются ещё два–три проекта в Кудрово и Мурино, но озвучивать их пока рано, поскольку ведутся переговоры с застройщиками, заявляют чиновники. Сбором информации по проектам муниципальных дорог, которые теоретически можно заявить в федеральную программу, занимается АНО "Дирекция комплексного развития территорий Ленобласти". Заявка от региона должна быть готова к лету.
Какой будет доля софинансирования из федерального бюджета на строительство муниципальных дорог, пока неизвестно. Она варьируется для каждого региона. Для Ленобласти ранее действовало соотношение 51/49, где большая доля была за субъектом. При этом по программам национальных проектов пропорция уже другая: 33% на 67%, большая доля за федералами. Ленобласть, разумеется, рассчитывает на второй вариант.

"Подавайте заявки!"

Раньше в "Стимул" нельзя было включать дороги, возможность софинансирования существовала только для социальных объектов, говорят в правительстве Ленобласти. Однако в 2020 году Минстрой посчитал, что новое строительство больше стимулирует софинансирование инженерной инфраструктуры и дорог, а не соцобъектов. Поэтому шансы, что дорожный "Стимул" заработает для Ленобласти, очень высоки.
"У нас есть позитивный опыт взаимодействия с Минстроем РФ по программе “Стимул”. В течение нескольких лет Ленинградская область получала ежегодно по миллиарду рублей из федерального бюджета на строительство социальной инфраструктуры. Было построено семь объектов. Столько же сейчас завершается. Каждую пятницу вице–премьер правительства РФ Марат Хуснуллин проводит совещание с регионами по поводу выполнения нацпроекта “Жильё и городская среда”.
Каждый раз он обращает внимание регионов на более активное участие в федеральных программах поддержки жилищного строительства. В Минстрое ждут обоснованных, качественных проектов, которые смогут создать лучшие экономические условия для работы застройщиков. “Подавайте заявки” звучит рефреном. Наша задача — направить областные проекты вовремя, по необходимой форме и с должным обоснованием. Тогда их удовлетворят. Я не припомню, чтобы Федерация нам отказывала. Уверен, что новый дорожный “Стимул” также заработает для региона", — прокомментировал "ДП" заместитель председателя правительства Ленобласти Михаил Москвин.

Прекрасная инициатива

По мнению руководителя отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерия Трушина, приоритетность финансирования той или иной инфраструктуры зависит от особенностей проекта и его местоположения.
"К примеру, для крупного проекта, предполагающего освоение большой территории, “Стимул” может профинансировать социальную инфраструктуру — если дорога к объекту уже существует. Сейчас нет локаций, до которых невозможно добраться, но теперь появится возможность упростить транспортную доступность именно за счёт государства, как это происходит в других странах", — говорит эксперт.
В целом же инициативу Ленобласти Трушин считает прекрасной, потому что "власти берут на себя часть расходов для увеличения привлекательности жилых проектов". "Очевидно, что жильё нельзя строить в чистом поле, без дорог и инфраструктуры. Для освоения таких территорий нужно существенное участие властей, поэтому инициатива Ленинградской области очень радует", — комментирует Трушин.
"Инициатива, безусловно, актуальна. В некоторых случаях девелоперам выгодно купить проблемный актив, а также участки, примыкающие к нему, для развития комплексного проекта. В таком случае строительство дороги рядом с их комплексом положительно отразится на всём проекте. Подобная ситуация наблюдается в проекте МФК “Евроград”, где на одном из участков расположен недострой компании “Норманн”, готовящийся к продаже", — отмечает руководитель направления земельных участков Colliers Антон Орлов.

Муниципальная задача

Однако градостроители не одобряют бездумное стимулирование строительства только ради очередных тысяч квадратных метров. Поскольку в результате такого подхода строится огромное количество низкокачественного жилья, не обеспеченного нормальными подъездами, общественным транспортом, социальной инфраструктурой и всем прочим.
"При здоровой ситуации улицы должны строиться параллельно с застройкой или раньше неё. Обеспечивать выполнение этого условия — полномочия государства в лице муниципалитетов. Механизмы строительства улиц могут быть различными, но вообще это не задача частного бизнеса. Государство может лишь договариваться об этом с застройщиками на взаимовыгодных условиях", — комментирует "ДП" эксперт по транспортному развитию территорий ИТП "Урбаника" Илья Резников.
Привлечение федеральных средств на строительство местных улиц, по его мнению, — странная практика. Однако, учитывая распределение доходов и расходов бюджетов различных уровней, муниципалитеты часто действительно не имеют возможности финансировать дорожные проекты, которые всегда довольно дорогостоящие.
"Потому если регион или даже Федерация готовы субсидировать проблемные муниципалитеты — это скорее хорошая новость. Возможно, жизнь конкретных людей станет в итоге несколько лучше. С другой стороны, тот же регион должен лучше контролировать территорию, не позволяя появляться жилью без соответствующих транспортных подъездов. Нет денег на дороги — не должно быть и застройки", — считает Резников.
С тем, что сети и дороги первичны, а жильё вторично, согласен и глава областного дорожного комитета Денис Седов. "Но, учитывая бум жилищного строительства в России, логично, что регионам в одиночку трудно одномоментно строить и социальные объекты, и коммуникации. Сегодняшняя ситуация показывает: люди в первую очередь ориентированы на комфортную среду, а развитая сеть дорог является, пожалуй, основным её показателем", — считает Седов, отмечая, что чем больше федеральных программ развития дорожной инфраструктуры будет в России, тем лучше.