Отсудили бренд: взыскать 90 млрд рублей с автогигантов не получилось

Автор фото: Ермохин Сергей

Ростовский предприниматель Олег Ивус потерпел поражение в трёх судебных инстанциях в попытке отсудить бренд X–Line и более 90 млрд рублей у концерна KIA и петербургского завода Hyundai.

Суд по интеллектуальным правам 30 марта оставил в силе решение двух нижестоящих инстанций, которые отказали индивидуальному предпринимателю в иске полностью. Предметом спора стал товарный знак X–Line, исключительное право на который истец оформил в 2015 году. Патент действовал в отношении нескольких товаров и услуг, в том числе на колёса, шины, ремонт и техническое обслуживание автомобилей. В свою очередь, KIA с 2017 года начала продавать в России модели Rio X–Line и Picanto X–Line.
В иске, поданном в апреле 2019 года, Олег Ивус требовал обязать автоконцерн удалить это обозначение с автомобилей марки Rio и Picantа, а также взыскать с корейского автоконцерна почти 91 млрд рублей за незаконное использование товарного знака.
Ответчиками по делу стали российское и сеульское представительства автоконцерна KIA Motors, а также петербургский автозавод "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус", на котором ведётся производство KIA Rio X–Line (на данный момент, после обновления модели в 2020 году, автомобиль сменил название на KIA Rio X).
Суд первой инстанции, сравнив товарный знак истца и обозначения в названии, которые использует ответчик, пришёл к выводу, что вероятности их смешения нет. В материалах дела отмечается, в частности, что патент Ивуса не распространяется на легковые автомобили. А при маркировке шин, в отношении которых действует исключительное право истца, спорной надписи нет. Кроме того, в названиях моделей всегда указан ещё один элемент производителя KIA, который оценивается как "более сильный", поэтому смешение с товарным знаком истца не происходит.
Апелляция признала эти выводы обоснованными. В свою очередь, суд по интеллектуальным правам пришёл к аналогичному выводу.
Сам предприниматель был признан Арбитражным судом Ростовской области банкротом по иску АО "БМ–Банк" в 2018 году. Стоимость этого товарного знака составляла тогда 300 тыс. рублей, говорится в оценке имущества должника, опубликованной финансовым управляющим в 2019 году.