Всем молчать: зачем Госдума запрещает звуковую рекламу на улицах

Автор фото: vostock-photo

Госдума хочет запретить звуковую рекламу на улицах. Законопроект получил одобрение правового управления и внесён для рассмотрения в первом чтении.

Депутаты предлагают внести изменения в ст. 5 Федерального закона "О рекламе". "Не допускается распространение звуковой рекламы товаров и услуг с использованием громкоговорителей и других звукоусиливающих и звукопроизводящих устройств на улицах населённых пунктов", — говорится в проекте.
Маркетологов, с которыми пообщался корреспондент "ДП", такая инициатива скорее веселит. Руководитель брендингового агентства DDC Сергей Калинчук называет её "попыткой отрегулировать то, чего нет". Ни к каким серьёзным подвижкам для рекламного бизнеса это не приведёт. "Звуковая реклама на улицах как самостоятельный маркетинговый инструмент в нашем бизнесе давно отсутствует. Её могут заказывать разве что МФО или небольшие предприятия розничной торговли. Я сам последний раз отрабатывал подобный заказ лет десять назад, — рассказывает он. — Подозреваю, что у одного из депутатов, которые разработали законопроект, под окном всё время ходит несчастный промоутер с громкоговорителем".
Неактуальной инициативу называет и генеральный директор "АЗ–Медиа" Алина Заславская. По её словам, запросов на звуковую рекламу сейчас и так не поступает. "Редкие бодрые зазывалы с громкоговорителями, приглашающие в магазины рядом с метро, всё равно будут, как любые другие виды мелких незаконных реклам (объявления на столбах, реклама на асфальте, авто с рекламой и т. д.)", — уверена Заславская.
Большинство участников рынка указывают, что звуковой формат, который был актуален в 1990–е и 2000–е, давно изжил себя. Сейчас его чаще используют на массовых мероприятиях, вокзалах, в местах, где предлагают экскурсии, на рынках и возле ТЦ. "Запрет коснётся небольшого числа рекламодателей с маленькими бюджетами, выбравших такой способ коммуникации с потребителем за неимением других возможностей", — отмечает генеральный директор PGR agency Анастасия Бастрыкина.
Однако такое мнение разделяют не во всех компаниях. В студии Piterwave называют запрет на аудио-объявления "спорным и топорным". Там соглашаются, что для жителей домов, возле которых ежедневно декламируют рекламные лозунги, эта инициатива актуальна. Но для малого и микробизнеса, которому не по карману размещать сведения в СМИ или на стендах, звуковая реклама — наиболее доступный и недорогой способ заявить о себе потенциальной целевой аудитории. "Скорее имеет смысл ввести регулирующие меры: воспроизведение в определённое время суток, частота повторов рекламного ролика, уровень громкости и единая стилистика сообщений — без истеричных нот, в спокойной подаче", — рассуждает координатор Piterwave.
Юристы отмечают, что реклама из громкоговорителей с точки зрения регулирования подпадает разве что под закон о тишине, запрещающий шум ночью и в обеденные часы. "В остальное время, если громкость не превышает санитарных норм, запрета на это нет, — поясняет Данила Олешко, вице–президент петербургской Коллегии адвокатов Legal Life. — Мы регулярно сталкиваемся с различными крайностями рекламного бизнеса: продавцы чая, дёргающие людей за руки, брошенные автомобили, из которых делают стенды, — всё это необходимо законодательно регулировать".