Разговоры не лечат: сколько ещё протянет Конюшенное ведомство

Автор фото: Коньков Сергей
За последние годы о Конюшенном ведомстве стало принято говорить как об одной из самых больных точек исторического центра Санкт-Петербурга.
Кто-то называет разрушающийся памятник гниющей раной на теле города, кто-то говорит о стыде и доведении ситуации до абсурда. Эмоций много, но если говорить о фактах, то уже десяток лет историческое здание не может дождаться реконструкции. А проблема только усугубляется.
О критической ситуации с Конюшенным ведомством эксперты говорили еще в начале 2000-х. Градозащитное движение тех лет сдержанно сочувствовало происходящей на его глазах утрате, но активизировалось только в тот момент, когда памятником заинтересовались инвесторы и появился шанс на его сохранение (пусть и с приспособлением под современное использование).
Под давлением активистов, всколыхнувших общественность, чувствительное к народной воле руководство города пошло на попятный, инвестор отказался от проекта. С тех пор было много разговоров о важности объекта для города и его критическом состоянии, но довольно мало желающих реконструировать памятник с учётом всех охранных ограничений и высокой стоимости.
Как трудный ребёнок из детского дома Конюшенное ведомство несколько лет "кочевало" по опекунам и ответственным лицам, из городского бюджета вливались миллионы в его консервацию. Успокоенная общественность — нет инвесторов, нет проблем — молчала. Пока, наконец, весной 2021 года КИО не принял решение выставить памятник на аукцион по программе "Аренда за 1 рубль".
Надо сказать, что программа аренды памятников на 49 лет с обременением по их сохранению и восстановлению, не очень популярна у инвесторов и её с натяжкой можно назвать эффективным инструментом для сохранения центра города. Однако, конкретно в этом случае предлагаемый инструмент может сработать: проектом уже заинтересовалась московская группа компаний "Красная площадь" Года Нисанова. Возможно, появятся и другие потенциальные инвесторы.
Но не успела ещё ситуация окончательно сложится, как на фоне казалось бы позитивных новостей, снова звучат предостережения градозащитников. Как рачительная мамаша, опасающаяся отдать дочку не в те руки, за Конюшенное ведомство снова вступился депутат Вишневский. И вроде замуж девке давно пора, и вот уже на носу климакс и мерещится кладбище на горизонте, но нет! Все предложения руки и сердца встречают жёсткий отпор.
Инициатива господина Вишневского вновь активизировать "публичное обсуждение" судьбы памятника, который мы почти потеряли, вызывает усталость и глухое раздражение. Ну сколько можно обсуждать? Что конкретно за все эти годы сделали для сохранения Конюшенного ведомства градозащитники и лично Борис Лазаревич? Ну, кроме как испускания скорбных вздохов и отпугивания возможных инвесторов. Это не в счёт. Сейчас появился реальный шанс изменить ситуацию, а нам предлагают ещё на несколько лет затянуть решение вопроса. Это выглядит нелепо и странно.
Как отмечали в ходе недавней дискуссии проекта Retrogradu.net Михаил Мильчик и Александр Кононов, на выставке концепций развития Конюшеного ведомства в 2019 году были представлены несколько реализуемых и интересных концепций. Один из проектов предлагал Константин Сухенко — слишком дорогостоящий для петербургского бюджета, но, тем не менее, "живой"… Однако, никакого решения по вопросу исторического памятника, стоимость реставрации и реконструкции которого с каждым годом становится все выше, так и не было принято.
"Обсуждали, отчасти критиковали, но, тем не менее, они были реальны. Чем эти предложения были заменены? Ничего? Конюшенное ведомство стоит и продолжает разрушаться", — недоумевает Михаил Мильчик.
Сохранение исторического центра, безусловно, является приоритетным вопросом для всех горожан. Но нужно уже всем сторонам найти консенсус в вопросе.
Определиться, что именно для нас принципиально — оберегать от восстановления разрушающиеся памятники или находить компромиссы в диалоге с бизнесом. И решать этот вопрос нужно быстро, ибо разговоры не лечат и меняют ситуацию только в худшую сторону. Мы рискуем потерять не только Конюшенное ведомство, но и Мойку, в которую медленно, но верно сползает исторический памятник.