Фото: korabel.ru
Фото: korabel.ru

Не дождались балласта: НССЗ заплатит 80 млн рублей за контракт по сухогрузам

390
Дмитрий Маракулин
23 апреля 2021, 08:31

Невский судостроительно–судоремонтный завод (НССЗ) проиграл процесс почти на 80 млн рублей, не установив на сухогрузах заказчика балластно–осушительную систему.

Летом 2010 года АО "Северо–Западный флот" (ныне АО "Судоходная компания “Волжское пароходство”") заказало НССЗ серию из 10 сухогрузов проекта RSD–49. По условиям контракта завод должен был установить на каждом корабле балластно–осушительную систему. Однако этого выполнено не было: семь судов, как следует из материалов арбитражного дела, передали заказчику без неё.

При этом НССЗ гарантировал установку системы в дополнительные сроки в российских портах в пределах Балтийского бассейна. Но не выполнил обещание, хотя стороны согласовали стоимость оборудования и работ.

"Крупные подряды — чрезвычайно конфликтная сфера, редкая приёмка работ обходится без судебного урегулирования по тем или иным аспектам", — констатирует Артём Берлин, старший юрист петербургского офиса юрфирмы "Борениус". На то есть несколько причин: сравнительно низкие судебные издержки (максимальная госпошлина в арбитраже — 200 тыс. рублей); вся работа ведётся силами внутреннего юрдепартамента заказчика, то есть нет расходов на внешнее юрсопровождение; "потребительский" подход заказчиков к подряду: нежелание содействовать своим контрагентам и искать компромиссные решения (крупные заказчики хотят всё, в срок и под ключ, но часто это невозможно без серьёзных инвестиций и ресурсов заказчика). Кроме того, добавляет Артём Берлин, договоры заключаются, как правило, на условиях и к выгоде заказчиков, что стимулирует их обращение в суд, и особенно актуально это для сферы госзаказа и госкомпаний.

ООО "Невский судостроительный–судоремонтный завод" входит в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК). Ранее совладельцем завода числилась финская "дочка" ОСК Arctech Helsinki Shipyard. Предположительно летом 2019 года корпорация из–за санкционного давления продала свою долю в Arctech Helsinki Shipyard (55%), получив полный контроль над НССЗ и 35 млн евро. Завод ориентирован на гражданское судостроение. По данным сервиса "Контур.Фокус", в 2020 году завод показал 4,7 млрд рублей выручки, а его прибыль составила более 600 тыс. рублей.

Разногласия по установке балластно–осушительной системы сторонам урегулировать в досудебном порядке не удалось, и тогда Волжское пароходство предъявило в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти иск заводу. На днях суд взыскал с петербургских корабелов 76 млн рублей (в эту сумму обошлась истцу установка систем) и около 1 млн рублей процентов.

Вместе с тем это не первый крупный проект НССЗ, который привёл к спорам с заказчиком. Из последних дел можно вспомнить спор между заводом и ФКУ "Дирекция госзаказчика" Минтранса, которое заказало в 2014 году петербургским корабелам строительство серии многофункциональных буксиров на 7,9 млрд рублей. Однако завод, по версии истца, сорвал сроки швартовых испытаний второго и третьего буксиров серии. Поэтому дирекция попыталась в Арбитражном суде Москвы взыскать 250 млн рублей неустойки, но безуспешно: и первая, и вторая инстанции ей отказали.

По оценке суда, заказчик не обеспечил своевременное финансирование этого проекта и не согласовал новые сроки сдачи работ. Сейчас ФКУ подало кассационную жалобу, которую Арбитражный суд Московского округа на днях принял к производству. По оценке Артёма Берлина, в таких спорах сильно состязательное начало: "Шансы на победу у той стороны, которая будет активнее доказывать свою позицию и вложит в это больше ресурсов: тщательное документирование всех этапов работы и нарушений на противоположной стороне; наём квалифицированных юристов; оплата дорогостоящих судебных экспертиз".

При этом, резюмирует эксперт, говорить о единообразной судебной практике для этой категории споров невозможно: такие дела полностью зависят от фактов, которые удастся доказать сторонам.

Добавим, в декабре прошлого года НССЗ передал компании "Сахалинлизингфлот" паром "Адмирал Невельской", головное судно проекта PV22. Его концепт выполнен на базе арктического спасателя проекта MPSV07 и имеет улучшенную ледопроходимость и маневренность. Паром предназначен для обеспечения транспортного сообщения между Сахалином и Курильскими островами. Он может перевозить генеральные грузы, контейнеры, включая рефрижераторные, а также легковые автомобили. Судно также оснащено кранами для погрузочно–разгрузочных работ.