От "послухов" к цифре: чему научились нотариусы за 155 лет

Автор фото: Сергей Конкьков

Практически все отрасли права начинались с обычая, с заведённого в обществе порядка, много веков назад, но со временем переросли в целые институты. В год 155-летия нотариата "ДП" решил разобраться, как на Руси удостоверялись первые сделки и можно ли сказать, что современным нотариусам работать проще?

Впервые в России статус самостоятельной юридической структуры нотариат получил 14 апреля (по старому стилю) 1866 года, после того как император Александр II утвердил Положение о нотариальной части. Однако история нотариальной деятельности в нашей стране началась задолго до этого. Изначально сделки и прочие юридически значимые действия совершались преимущественно в устной форме.
Это же относилось и к институту квалифицированного свидетеля, функция которого впоследствии стала одной из составляющих нотариальной деятельности. Устное, в редких случаях письменное удостоверение сделки было востребовано в гражданском обороте как средство предотвращения имущественных споров и способствовало развитию торговых отношений. Так было вплоть до XIII столетия.
По мере развития экономических отношений и роста торгового оборота потребовались эффективные механизмы правовой защиты. И если древние славяне больше доверяли слову "послухов" — свидетелей заключения сделки, то со временем пергамент и чернила стали приобретать всё большее значение. Практика письменного удостоверения сделок, завещаний и прочих актов законодательно закрепилась лишь в 1397-1467 годах Псковской судной грамотой. В последующие века протонотариальный институт трансформировался вместе со всей правовой системой государства: земские подьячие сменились площадными, Судебник — Соборным уложением.
В эпоху петровских реформ в российском праве впервые появился термин "нотариус", однако поначалу под ним подразумевался, скорее, чиновник канцелярского профиля. Позже Петром I был учреждён институт "публичного нотариуса", представители которого отвечали за составление договоров между шкиперами и купцами при отправлении иностранных кораблей. Нотариальная деятельность продолжила развиваться и при преемниках Петра I. С каждым новым правителем институт нотариата всё больше обретал формы, свойственные современному.
В ходе судебной реформы Александра II нотариат был отделён от судебного делопроизводства и впервые в истории государства обрёл статус самостоятельного правового института — в соответствии с Положением 1866 года. Именно тогда и установился порядок, который сохранялся вплоть до революции 1917 года. Поэтому, по мнению экспертов отрасли, именно вторая половина XIX века стала эпохой серьёзных перемен и инноваций в области юриспруденции в целом и в сфере нотариальной деятельности в частности. То же можно сказать и про наше время. Сегодня, в век цифровых технологий, закладывается фундамент, на котором будет основываться будущая передовая нотариальная система.
Многие услуги уже оказываются дистанционно, нотариусы получили возможность удостоверять равнозначность электронных документов, удостоверять сделки с привлечением двух и более нотариусов при работе на межрегиональном уровне. Теперь участникам сделки необязательно приезжать в другой город, достаточно прийти в любую выбранную нотариальную контору по месту жительства и удостоверить сделку онлайн. В связи с тем что государство всё больше увеличивает компетенцию нотариусов, возлагая на них обязанности по защите прав как физических, так и юридических лиц, объём работы с каждым годом неуклонно растёт. На этом фоне цифровизация нотариальной сферы как нельзя кстати. Да, реализация ряда задач требует детальной проработки, определённой подстройки, дополнительного обучения новым сервисам, взаимодействию участников процесса на высокотехнологичном уровне. Однако, как показывает история, институт удостоверения актов всегда был не только необходимым и общественно востребованным правовым механизмом, но часто выступал одним из двигателей прогресса в социальной и экономической сферах. Поэтому и в вопросах цифровизации должен быть впереди.