Племя молодое, незнакомое: что отличает новое поколение миллиардеров

Автор фото: РИА
Денис Свердлов

Уже через 20 лет списки богатейших россиян могут обновиться минимум наполовину

Лицом нового поколения российских миллиардеров можно назвать 42–летнего Дениса Свердлова, чьё состояние после IPO производителя электробусов Arrival превысило $10 млрд. Как ни скупа на факты его история, она отлично рифмуется с судьбами других молодых миллиардеров из России: основателя Telegram Павла Дурова, создателей гейм–студии Playrix Дмитрия и Игоря Бухманов, основателя финтех–проекта RevolutНиколая Сторонского. Все пятеро сделали деньги на IT и технологиях, все пятеро уехали с этим бизнесом из России.
Из этого ряда выпадает только 41–летний основатель группы компаний "Р Фарм" Алексей Репик, никогда не стеснявшийся интегрироваться в провластные бизнес–институты вроде "Деловой России". При этом чистых наследников в топах молодых долларовых миллиардеров РФ пока нет.

Новые новые русские

Дело в том, что миллиардеры первого поколения, не имевшие опыта преемственности, довольно неохотно делятся наследством с детьми, а дети — неохотно дела принимают. По данным Althaus Private Tax, сегодня примерно 80% состоятельных семей вообще не имеют наследственной концепции, потому что культура и традиции были потеряны за годы СССР. Виталий Королёв, президент Северо–Западного центра корпоративного управления и основатель проекта владельческой преемственности succession.ru, не исключает, что из–за дробления состояний и ухода части бизнесов с рынка к 2040 году в российском списке богатейших бизнесменов будет до 90% новых фамилий.
Шокирующе высокую цифру он объясняет так: наследники, конечно, могут и принять дела, но далеко не факт, что им удастся сохранить статус миллиардеров. Современные капиталисты нередко имеют по пять детей (то есть состояние может дробиться), а темпы роста у переданных в наследство бизнесов не всегда высокие. Да и сохранение бизнеса в родовом владении — вовсе не преобладающая тенденция. По экспертным оценкам, в развитых странах второму поколению передаётся лишь около 30% бизнесов, а до четвёртого доходит около 3%.
Конкуренцию семье вполне могут составить и молодые наёмные менеджеры. Бывший владелец может передать им операционную компанию бизнеса, но без дорогостоящих активов, со всеми рисками, но по более низкой цене, одновременно выведя какую–то часть активов с целью получения рентного дохода (что–то вроде пенсии, только минимум с шестью нулями). В крупных корпорациях собственники могут пойти по пути акционирования и более значительного отделения владения от управления.
Самой же многочисленной группой в списке Forbes–2040 (свыше 50%) всё–таки будут новые предприниматели, создавшие бизнес с нуля, считает Королёв. Это не значит, что бренды из девяностых и нулевых исчезнут навсегда: новое поколение может их выкупить и сохранить.
"Мало того, сильный бренд и будет самым дорогостоящим активом компании. Но даже при уходе какого–то бренда с рынка большинство рабочих мест компании, которая им владела, вполне могут сохраниться. Похожий процесс происходил в 1990–е, когда более активные рыночные игроки, создавшие бизнес с нуля, перекупали не очень успешные, но перспективные приватизированные предприятия у менеджмента и работников", — отмечает автор ТГ–канала "Обнять — и в слякоть" Михаил Салтыков.

Чиновники не в доле

А вот кого в будущих топах встретить будет сложно, так это чиновников и силовиков — вопреки всем предрассудкам о влиятельности "государственных людей". Чиновничье–силовое рейдерство в принципе не может справиться с задачей владельческой и предпринимательской преемственности. Отобранная ими "дойная корова" превратится просто в "мясную тушу".
"В государственном секторе менеджмент на всех уровнях — это нанятые люди, не инвестирующие, а продающие своё время, — аргументирует Виталий Королёв. — Да, чиновники или силовики могут забрать активы, чтобы на них пожизненно паразитировать. Но “бизнес” на базе этих активов большинство из них не сможет передать детям. Предпринимательство требует инвестиций на свой риск, к чему подобные рейдеры не способны. Кроме того, у них, как правило, нет легитимного капитала. Работая на “доходной” должности, такой человек вынужден будет взять кого–то в партнёры и доверять ему. Но если капитал украденный, то и партнёр в удобный момент может его украсть".
Правда, и в семьях чиновников вполне могут обнаружиться исключения. Например, основатель сервиса для заказа премиальных авто Wheely Антон Чиркунов — сын бывшего пермского губернатора, однако с предпринимательским бэкграундом (2005–2012 годы).

Жажда быть современными

Каким бы путём ни пришли к богатству новые миллиардеры, от нынешнего состава богатейших россиян они будут отличаться своими ценностями и устремлениями — хотя бы потому, что росли совсем в другое время. "Не от жиру в 1990–е занимались бизнесом! Для многих основателей первой волны мотивом занятия бизнесом была не столько любовь к этой деятельности, сколько необходимость прокормить семью. Многие не видели ценности в предпринимательстве самом по себе, они видели в нём спасение. А у нового поколения уже есть выбор: либо получить образование и сделать карьеру в корпорации или госсекторе, либо сознательно пойти в предпринимательство, быть свободным и определять свою жизнь", — считает Королёв.
Характерно, что молодые миллиардеры, которые появляются сейчас в России, — это айтишники, модернизаторы. IT–проекты на стыке разных сфер, космос, экотренды — вот те сферы, в которых будут делать состояния миллениалы, поколение, родившееся с 1985 по 2002 год, считает Евгения Шамис, CEO компании Sherpa S Pro и основатель исследовательского центра "RuGenerations — российская школа Теории поколений". "Это ребята, которые родились в прошлом, а школу окончили в новом тысячелетии. Этот шаг из прошлого в будущее определяет ценность поколения — быть современным. Они всегда сомневаются, насколько современна компания, сервис, продукт, команда. Они подозревают, что они–то перешли из прошлого в будущее, а предыдущие поколения остались в прошлом", — говорит она.
С другой стороны, миллениалы с большим вниманием, чем другие поколения, относятся к общественной жизни, стремятся общими силами изменить мир к лучшему (ведь и бум волонтёрского движения — их рук дело). Поэтому с высокой долей вероятности для будущих миллиардеров будет значительную роль играть как филантропия, так и политическое участие. "Мы можем увидеть семейные биографии, похожие на историю клана Кеннеди, потому что для миллениалов политика — это влияние, это возможность реализовать какие–то общественные проекты. Кроме того, это поколение будет более публичным. Они вдохновлены примером Марка Цукерберга и Илона Маска и готовы рассказывать о своих успехах", — говорит Шамис.
Удивляться отъезду молодых российских миллиардеров за границу тоже не нужно. Это не бегство, а высокая мобильность, ведь миллениалы не знают границ: их стёр интернет. "Это для беби–бумеров характерна модель “если уехал — уехал навсегда“, — поясняет Шамис. — А миллениалы уезжают, чтобы получить какой–то опыт, но всегда рассматривают возможность вернуться".

Удивительные наследники

Важно, что ценностные установки миллениалов сохраняются вне зависимости от того, в какой семье растёт ребёнок, утверждают в Центре управления благосостоянием и филантропии Московской школы управления "Сколково" (они проводили исследование совместно с RuGenerations). Но если для selfmade–миллиардера поколенческие особенности — сугубо личное дело, то в богатых семьях это может стать предметом классического конфликта отцов и детей.
"Уже сейчас видно, что наследники хотя и декларируют близость к ценностям родителей, тем не менее говорят, что предпочитают иной стиль общения с партнёрами и сотрудниками, иное отношение к инновациям и рискам, — рассказывает исполнительный директор центра Дмитрий Агеев. — С другой стороны, “патриархи” также отмечают разницу подходов, с их точки зрения — более мягкую, и зачастую это их тревожит. Особенно это несовпадение актуально, если дети получают опыт бизнес–активности в европейских странах. Есть пример того, как сын отказывался воспользоваться деньгами семьи для развития своего бизнеса. Его аргумент: мои сверстники не поймут, я выпаду из своей когорты (европейские бизнесмены в его сфере), поскольку я воспользуюсь нерыночными преимуществами, чтобы кредитоваться. Отец не понимает этого, но вынужден принять".
Получается, какими бы ни были ценности поколения, именно жизненный опыт преемника — основной его ресурс и одновременно контрресурс. Важно, какие мировоззренческие смещения будут вызывать примеры поведения отцов и сверстников. Но определяющим для этого может оказаться уже ход истории.