Эрмитаж на рельсах: железную дорогу в Старой деревне спрячут в тоннель

Автор фото: "ДП"

Сестрорецкую железную дорогу рядом с фондохранилищем Эрмитажа в Старой Деревне хотят убрать в тоннель. Некоторые другие участки — опустить ниже уровня земли.

Как стало известно "ДП", в соответствии с разрабатываемым по заказу РЖД проектом, начиная от станции Новая Деревня и дальше на запад до ЗСД рельсы предполагается заглубить. На смену нынешней платформе Старая Деревня построят подземный транспортно–пересадочный узел (ТПУ), то есть остановку электрички с удобным выходом к станции метро и к наземному транспорту.
Проектирование ТПУ ведёт Проектный институт № 1 вместе с двумя субподрядчиками — XY Studio и Архитектурной мастерской Трофимовых (участвовала в создании реставрационно–хранительского центра "Старая Деревня" (РХЦ) при Эрмитаже).
Предполагается, что от Новой Деревни железная дорога будет идти в заглублении, но всё же под открытым небом, а перед Старой Деревней полностью уйдёт в тоннель. За счёт этого, а также соседней Заусадебной улицы освободится территория, которую ждёт новая функция: музейная.
Такая идея возникла в ходе работы над проектом ТПУ и была поддержана заинтересованными сторонами, рассказал "ДП" источник, знакомый с ходом переговоров.

Эрмитаж повлияет

"Мы сначала думали, что там (на освобождённой земле. — Ред.) будет межмузейное хранилище или кластер отдельных музеев, которые объединялись бы вокруг Эрмитажа. Но Эрмитаж заявил, что планирует использовать её самостоятельно", — уточнил источник. Возражать никто не стал. "Эрмитаж рядом, и он способен повлиять на развитие пространства", — прокомментировали в Архитектурной мастерской Трофимовых.
РХЦ Эрмитажа сейчас располагает постройками к северу от Сестрорецкой линии. В настоящее время для него ведётся строительство ещё одного корпуса, библиотеки в виде стеклянного куба, по южную сторону железной дороги, на Школьной ул., 39. Изначально по проекту эта новостройка должна была соединиться с основной частью музея при помощи двухэтажного стеклянного перехода, поднятого над Заусадебной ул. и Сестрорецкой дорогой. Даже после того, как путь пройдёт под землёй, Эрмитаж от этого перехода отказываться не намерен, он нужен для перемещения экспонатов и посетителей, но очевидно, что внешний вид и его функциональный состав претерпят изменения, пояснил "ДП" директор XY Studio Иван Клюкин.
Это стало камнем преткновения, поскольку в Эрмитаже менять проект (реализация которого, как писал "ДП", и без того идёт не гладко) пока не готовы. В музее подтвердили "ДП" заинтересованность в реализации этого проекта и озвучили свои требования (см. комментарий Александра Прохоренко).

Поставить значок

Для реализации замысла потребуется внести изменения в генплан, и эта работа уже запущена. Отметим, что там предусмотрена автомобильная развязка на пересечении пути с Торфяной дорогой. Для реализации проекта её нужно убрать и поместить значок тоннеля, сказал изданию руководитель экспертной группы комиссии по горхозу ЗакСа Александр Карпов. Он считает, что это можно сделать уже в ходе нынешней корректировки генплана. По мнению эксперта, заглубление железной дороги и в принципе удачное решение, а для Старой Деревни особенно. Ведь наконец соединятся две ныне разорванные трамвайные линии (сейчас кольца трамвая находятся по обе стороны Сестрорецкой дороги).

Важная дорога

В целом Сестрорецкое направление занимает существенную часть Концепции РЖД по развитию Санкт–Петербургского железнодорожного узла, а именно его пассажирской части, предусматривающей создание городской электрички с тактовым движением. Вся Сестрорецкая железная дорога входит в её будущую линию от Белоострова до Ораниенбаума (Д1), поэтому её ждёт реконструкция.
Как сообщили "ДП" в пресс–службе ОАО "РЖД", до 2030 года на этом направлении на участке от Новой Деревни до Сестрорецка построят второй путь (сейчас ветка однопутная), от Новой Деревни до Ланской — дополнительную линию, от Ланской до Кушелевки — ещё две. Рядом с "Лахта Центром" планируют станцию Новая Лахта, станции же Сестрорецк, Лисий Нос, Лахта и Новая Деревня ждёт реконструкция.
Начнутся преобразования на Сестрорецком направлении со строительства разъездов Тарховка и Яхтенная. "В настоящее время по указанным объектам ведётся выполнение проектно–изыскательских работ, по итогам разработки которых в соответствии с утверждённой инвестиционной программой ОАО “РЖД” на период 2021–2023 годов компания приступит к выполнению строительно–монтажных работ", — уточнили в РЖД.
По мнению председателя Союза пассажиров России Кирилла Янкова, непрерывная двухпутка нужна от Ланской до Белоострова — тогда у городской электрички можно сделать интервал 10 минут, а при необходимости и 5 минут, что будет работать как наземное метро.
"Я бы главный путь сделал не до Сестрорецка, а до Белоострова, потому что это важный пересадочный пункт для тех, кому нужно ехать дальше: в Зеленогорск, Репино, Выборг. И пересадка с городской электрички в Белоострове была бы быстрее, чем в районе Ланской, — рассказал “ДП” Янков. — Второй путь необходим, чтобы достичь нормального режима городской электрички. Даже со всеми разъездами интервал в одну сторону всё равно будет минимум 20 минут, а то и полчаса".

Дружить рельсами

Проектный институт № 1, работавший над концепцией развития северной части маршрута Д1 (Сестрорецкое направление), помимо ТПУ на Старой Деревне предусмотрел ещё три: Лесная, Новая Деревня и Новая Лахта.
"В районе общественно–делового центра “Лахта” предложено лаконичное, принципиально отличающееся от существующего решение по организации автомобильной развязки в виде короткого полузаглублённого тоннеля с частичным подъёмом железнодорожного полотна, существенно сокращающим землеотвод и позитивно влияющим на открыточные виды и восприятие архитектурного образа “Лахта Центра”", — говорит источник "ДП".
Связь станции Новая Лахта и "Лахта Центра" обеспечат подземным пешеходным переходом, который почти за 1,6 млрд рублей построит Смольный.
В РЖД официально заявили только об одном ТПУ — Новая Деревня, не уточнив, каким именно он предполагается.
По мнению Янкова, если под ТПУ подразумеваются большие здания с эскалаторами, то такой стоит делать только на Старой Деревне, где можно снести рынок между станциями метро и железной дороги. В остальных случаях они не нужны, поскольку настоящие капитальные ТПУ строятся там, где соединяются несколько видов рельсового транспорта. Например, электричка и метро или скоростной трамвай и метро.
"В теории ТПУ могут стать станции Ланская и Кушелевка, потому что там с радиальных электричек люди будут пересаживаться на городскую. Ещё лучше обустроить ТПУ на станции Пискарёвка. С Ланской на городскую электричку будут пересаживаться пассажиры Выборгского направления, а на Пискарёвке — Приозерского и Всеволожского", — говорит эксперт.
По его словам, слабое место маршрута Д1 — как раз в отсутствии достаточных пересадок на метро. Не будет связи с красной, зелёной и синей линиями подземки из–за удалённости их станций.

Может затопить

Транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов считает, что настоящей интеграции городской электрички с другими видами транспорта ни Концепцией РЖД, ни чиновниками Смольного пока что не предусматривается.
"Просто констатируется факт, что условно недалеко от метро будут остановки электричек. Притом что новых остановок в рамках организации городской электрички не предусмотрено, и это большая проблема. Старые станции находятся там, где было удобно железнодорожникам, а не людям. У нас не появятся платформы Лесной парк, Беговая или Туристская и другие, которые пригодились бы. Пока интеграция предусматривается на крайне низком уровне", — считает эксперт.
Не обойтись, по его мнению, и без строительства вторых выходов со станций метро "Лесная" и "Чёрная речка", хотя во втором случае нужно смотреть документацию. А вот убирать Сестрорецкую ветку в тоннель Иван Вергазов считает бессмысленной затеей.
"Станцию метро “Беговая” постоянно затапливает: это тот самый плывун, который когда–то затопил “Площадь Мужества”. Поэтому закапываться вниз нет никакого смысла, нужно, наоборот, подниматься на второй этаж. В идеале от Новой Деревни до Ольгино", — говорит Вергазов, добавляя, что на второй этаж нужно поднять железную дорогу и в перспективном ТПУ Старая Деревня.
Кирилл Янков также считает целесообразным поднять железную дорогу между Старой Деревней и Новой Деревней, после чего продолжить её на эстакаде до станции метро "Площадь Мужества", где сделать пересадку на красную ветку метро.
"Можно изменить трассировку железной дороги, пустив её по эстакаде над проспектом Непокорённых и 2–м Муринским проспектом, с остановкой на Светлановской площади и с пересадкой на станцию метро “Площадь Мужества”. После чего ж.–д. ветка влилась бы в существующую линию в районе улицы Бутлерова", — говорит Янков.
Государственный Эрмитаж действительно знаком с идеей преобразования территории, примыкающей к реставрационно–хранительскому центру (РХЦ) "Старая Деревня". С нашей точки зрения, говорить о каком–либо точно просчитанном проекте преждевременно. Государственный Эрмитаж положительно высказался по поводу планов такой трансформации, но предложил при дальнейшей разработке учесть непременно три пожелания музея: исключить пересмотр проекта строительства РХЦ, включая и надземный переход между корпусами; при разработке проекта предпочтительным является строительство подземного тоннеля для железной дороги; предусмотреть зелёную зону на территории, расположенной между зданиями РХЦ и Школьной улицей, возможно, путём создания парка "Эрмитаж" с размещением в нём нескольких небольших павильонов для выставочных экспозиций. Следует повторить, что в целом идея представляется интересной, однако очевидно, что для её реализации потребуется время и значительные финансовые средства.
Александр Прохоренко
Заместитель гендиректора Эрмитажа по Общим вопросам
Работая над проектами транспортно–пересадочных узлов, мы, естественно, вспомнили о том, что Эрмитаж как серьёзный градообразующий объект должен иметь некий потенциал для развития. И если совместить эти две темы, то можно получить синергетический эффект. Поэтому мы предложили заказчику, в данном случае РЖД, эту тему развить с несколько большим общественным резонансом. Сделать не просто транспортно–пересадочный узел, но и заглубить железную дорогу, тем самым высвободив надземное пространство для перераспределения потоков и территорий. Эрмитаж проинформировали о такой возможности. И когда эта концептуальная тема обсуждалась, её поддержала администрация. И были запущены определённые механизмы, потому что вот так просто взять и сделать не получается. Для этого требуется корректировка многих серьёзных документов, в том числе генплана города. Эта процедура инициирована, и сейчас идёт процесс корректировки. Все согласились с тем, что тема перспективная, ею надо заниматься, никто от неё не отказывается.
Сергей Трофимов
Гендиректор ООО "Архитектурная мастерская Трофимовых"