Отходы как источник дохода: топливо из мусора нашло своего покупателя

Автор фото: SPEST1.RU

"Спецтранс № 1" нашёл крупного потребителя своего топлива из мусора.

Единственный в агломерации производитель такого горючего, перевозчик "Спецтранс №1", готовит соглашение о намерениях со структурами "Евроцемента" о поставке SRF–топлива (Solid recovered fuel).
По данным "ДП", на площадку "Евроцемента" в Сланцах может отгружаться до 300 тыс. тонн SRF в год. Обсуждаемый срок запуска проекта — 2023 год. В планах производителя — строительство совместно с партнёрами завода в Ленобласти, который позволит увеличить объёмы переработки отходов и производства SRF для поставки в область и другие регионы.
В "Евроцементе" на запрос "ДП" не ответили.
SRF производится из остатков сортировки твёрдых коммунальных отходов, то есть после того, как извлечены вторичные материальные ресурсы — пластик, картон, металл, стекло, идущие на переработку.
"Технологический процесс позволяет выделить фракции с высокой калорийностью и контролировать содержание вредных примесей в полученной массе отходов. Затем происходит измельчение, гомогенизация и сушка. С помощью магнитного сепаратора из топлива отбирается мелкий металл, — поясняют в „Спецтрансе №1“. — По сути, оно состоит из высококалорийных фракций: бумага (40–45%), полимеры (35–40%), текстиль (10–12%) и дерево (5–8%). Теплотворная способность топлива SRF эквивалентна бурому углю и в зависимости от сорта составляет 4–6 тыс. ккал/кг. При этом стоимость его в несколько раз ниже — около 25 коп. за 1 ккал в сравнении с 64 коп. за уголь и 73 коп. за щепу или природный газ".
Преимуществами SRF производитель называет то, что оно является возобновляемым ресурсом и элементом циклической экономики, позволяет экономить природное топливо и снижать воздействие на окружающую среду (не нужно разрабатывать новые месторождения), а также снижает нагрузку на мусорные полигоны.

Для цемента и стали

"SRF по сути является мусоросжиганием. Говорить о тщательном отборе элементов для него в России нельзя, плюс проблема сжигания отходов и его влияния на человека и окружающую среду в целом ещё мало исследована", — отмечает Анна Гаркуша, эксперт организации "Раздельный сбор".
В Европе SRF применяется более 30 лет. Основными его потребителями являются цементная, металлургическая и энергетическая отрасли. Высокая температура горения на таких предприятиях (свыше 1200 градусов) обеспечивает экологически безопасное сжигание, утверждают производители.
На цементных заводах SRF используют для декарбонизаторов и в главных горелках, где идёт основной технологический процесс. Зола при этом становится частью цементного клинкера. В металлургии SRF применяется как частичная замена основного топлива в доменных печах, вращающихся печах обжига и для коксовых батарей.
В России компании с альтернативным топливом пока работают мало. В том числе потому, что для перехода на SRF необходимы дополнительные инвестиции в оборудование по подаче.
"Спецтранс №1" ведёт переговоры с потенциальными потребителями, говорят в компании. На данный момент идут поставки на цементные заводы HeidelbergCement в Туле и Lafarge в Калуге.
"Сейчас мы производим около 40 тыс. тонн SRF в год, но можем производить до 250 тыс. тонн, увеличивая тем самым объёмы переработки отходов в целом. Если бы стабильный сбыт SRF был налажен, то на полигон отправлялись бы только 15% сортировки — так называемые „хвосты“, — комментируют в компании. — Для нас производство SRF — временное решение. Пока в потоке твёрдых коммунальных отходов (ТКО) очень много фракций, не подлежащих вторичной переработке, но пригодных для изготовления безопасного топлива. Эта цифра сейчас доходит до 30%. В будущем от производства альтернативного топлива можно и нужно будет отказываться. Это станет возможно, когда требования к производителям упаковки ужесточатся и в потоке отходов будет меньше неперерабатываемых фракций".

Мусорный пилот

Ранее "Спецтранс №1" в качестве потенциальных рынков сбыта SRF рассматривал котельные. Для эксперимента в Лужском районе были построены три котельные, которые могут работать на разном виде топлива, включая и это.
Топливо не сжигается, подчёркивают в компании, а газифицируется в газогенераторе. Однако эксперимент приостановился из–за протестов жителей. Сторонники технологии объясняют их недостаточной информированностью граждан, которые, упрощая, полагают, что рядом с ними будут сжигать мусор. Плюс чиновники на местах мало заинтересованы в инновациях.
По данным "ДП", компания планирует вернуться к эксперименту и провести дополнительные экологические опыты.

Топливная коалиция

"Спецтранс" — не единственная компания, готовая работать с альтернативным топливом. Так, в прошлом году о возможностях строительства мусороперерабатывающих заводов полного цикла заявляло правительство Ленобласти.
Инвесторам называлась компания BTI Group. Речь шла о трёх объектах предполагаемой мощностью переработки 320 тыс. тонн мусора в год каждый — из него должны были получать вторсырьё и топливо.
После этого в агломерации появился новый игрок — Невский экологический оператор (НЭО), созданный при участии правительств двух регионов.
Компания намерена стать региональным оператором по обращению с ТКО в Петербурге, а также строить собственные производственные мощности.
Конкретные планы пока не озвучиваются. Участники рынка уверены, что НЭО также будет работать с технологиями альтернативного топлива.