Сняли все сливки: авторетейл заработал на ковидной панике

Автор фото: Ермохин Сергей

Прошлой весной автодилеры готовились к краху отрасли. Однако ослабление рубля и паника на рынке помогли им завершить 2020 год чуть ли не с рекордной выручкой.

Во время весеннего локдауна конвейеры автозаводов стояли, а автосалоны были закрыты. Летом объём выпуска машин оставался скромным и привёл к дефициту: автомобили разбирали буквально с автовоза.
Объём продаж новых легковых машин в Санкт–Петербурге в 2020 году сократился на 7%, до 142 837 единиц, подсчитали в аналитическом агентстве "Auto–Dealer–СПб". Это меньше, чем в целом по рынку в России, где снижение составило 9%. При этом начиная с июля реализация новых легковых авто росла каждый месяц.
Президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Вячеслав Зубарев отмечал недавно, что не припоминает, когда ещё в течение года ситуация на рынке оценивалась бы настолько по–разному.
"Как минимум трижды мы меняли видение будущего. Накануне 2020 года смотрели в будущее с умеренным оптимизмом, в апреле — с крайним пессимизмом, но затем ситуация оказалась всё же не такой драматичной", — говорил Зубарев.
По его оценке, на рынок авторетейла повлиял не только слабеющий рубль, но и закрытие границ, вследствие чего выросло число желающих поехать в отпуск по территории России на новом автомобиле. Кроме того, с помощью господдержки стали доступнее автокредиты.

Финансовый взлёт

На фоне дефицита машин автодилеры стали вводить практику продаж с большим, чем раньше, количеством дополнительных опций. Не секрет, что значительная часть заработка авторетейла складывается именно из этого.
Рост финансовых показателей продемонстрировали почти все крупнейшие автодилеры города. Посчитать их полностью трудно, поскольку у кого–то автосалонами управляет одно юридическое лицо, а у другого на каждый автоцентр создано отдельное ООО.
Но всё же, по данным СПАРК, крупнейшим игроком авторетейла Санкт–Петербурга по объёму выручки в прошлом году осталось ООО "Рольф Эстейт Санкт–Петербург", дочерняя компания федеральной группы "Рольф". В 2020 году выручка ООО снизилась лишь на 1% и составила 51 млрд рублей. Чистая прибыль выросла в 5,6 раза, до 1,6 млрд (274 млн годом ранее).
На втором месте находится ООО "Инчкейп Олимп", которое сократило выручку на 12%, до 14 млрд, но увеличило чистую прибыль на 69%, до 1 млрд. Замыкает тройку лидеров ООО "Марка": выручка компании возросла на 63%, до 12 млрд, чистая прибыль снизилась на 66,5%, до 2,1 млн.
Как пояснили "ДП" в "Рольфе", потенциал роста выручки ограничил карантин во II квартале и дефицит новых автомобилей, с которым дилеры столкнулись во втором полугодии. В компании говорят, что на резкий рост прибыли повлияло развитие бизнеса по продаже автомобилей с пробегом. "Также на фоне дефицита новых машин на рынке снизился размер скидок для клиентов, что привело к увеличению доходности сделок", — отмечают в компании.
Количественно продажи новых автомобилей у "Рольфа" в Петербурге снизились на 16%, до 19 451 штуки, а машин с пробегом — на 9%, до 19 657 единиц. "Таким образом, объёмы продаж автомобилей с пробегом в дилерских центрах группы в Санкт–Петербурге впервые превысили продажи новых автомобилей", — подсчитали в компании.
Там полагают, что это соотношение будет расти в пользу б/у машин. "Мы видим, что дефицит новых автомобилей сохраняется, а цены продолжают расти", — отмечают в холдинге. Там также полагают, что нестабильность курса рубля будет поддерживать высокий спрос на рынке.

Слишком много неопределённостей

Как рассказал "ДП" руководитель автохолдинга "Аларм Моторс" Роман Слуцкий, выручка группы в 2020 году выросла на 7,1% и превысила 15 млрд рублей. Прибыль он не раскрыл. В количественном отношении продажи новых легковых автомобилей в холдинге выросли на 12%, до 8 434 единиц, уточняет Слуцкий.
По его словам, сложно однозначно сказать, что принесёт авторетейлу текущий год. "Слишком много неопределённостей. В частности, стоит отметить риск срыва поставок отдельных комплектующих, без которых автомобиль не может сойти с конвейера. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и возможность снижения потребительского спроса в связи с продолжающимся ростом цен на автомобили", — говорит Роман Слуцкий. Пока он прогнозирует рост рынка новых автомобилей в России на 3–5%.
Выручка автохолдинга РРТ (прежде — ОАК–РРТ) в 2020 году составила 23,14 млрд рублей (15,4 млрд годом ранее), сообщил "ДП" управляющий холдингом Сергей Новосельский. Прибыль он также не называет. Продажи компании выросли: в сегменте новых легковых автомобилей до 10 944 единиц (по сравнению с 8 757 годом ранее), в сегменте машин с пробегом — значительно, до 11 092 штук (7 740 в 2019–м).
"Авторетейл был в ситуации неопределённости в начале пандемии, а последующий рост продаж не связан с ростом реальных доходов россиян. Как ни парадоксально звучит, покупка автомобиля стала способом сбережения средств для части населения", — полагает Сергей Новосельский.
По его мнению, также сработали инфляционные ожидания и отложенный спрос одновременно. "Ситуация на рынке позволила дилерам нарастить маржинальность бизнеса, которая в последние годы постоянно снижалась. На какое–то время до устранения дефицита автомобилей мы вернулись к так называемому “рынку продавца”", — говорит Сергей Новосельский.
Если в прошлом году автохолдинг расширял географию присутствия, то в 2021–м он сосредоточится на росте эффективности, отмечает управляющий. Реалистичный прогноз динамики продаж рынка новых и подержанных автомобилей, по его оценке, предполагает колебания от 0 до –5%.

Инфляция никуда не денется

В аналитическом агентстве "Автостат" отмечают, что ёмкость российского рынка новых легковых автомобилей составила в прошлом году 2,5 трлн рублей. "Да, это чуть ниже (на 2,7%), чем в 2019–м, когда этот показатель достиг исторического максимума 2,57 трлн. Но всё равно этот результат — очень высокий, если оценивать последнюю пятилетку", — говорит руководитель пресс–службы "Автостат" Азат Тимерханов.
По его данным, продажи новых легковых машин в 2015–2020 годах составляли 1,3–1,7 млн штук. При этом ёмкость рынка за этот период выросла с 1,7 трлн рублей в 2015–м до 2,5 трлн в 2020 году. "Основная причина такого роста — увеличение средневзвешенной цены автомобиля, которая в течение этого времени выросла с 1,3 млн почти до 1,7 млн рублей", — поясняет Азат Тимерханов.
Более того, средневзвешенная цена на новый легковой автомобиль в России будет расти и дальше, прогнозируют аналитики агентства. "Инфляция никуда не исчезнет, а скачки курсов валют возможны и дальше", — поясняет Тимерханов.
А вот как будет вести себя ёмкость рынка, пока сказать сложно, говорит эксперт. Прогноз агентства "Автостат" на 2021 год подразумевает три сценария. По оптимистичному варианту этот показатель прирастёт на 4% к 2020 году. По базовому — снизится на 5,5%, а в рамках пессимистичного прогноза — снизится на 11,7%. В числе позитивных факторов, которые могут повлиять на итоги 2021 года, в агентстве называют продление программ государственной поддержки. Основных негативных фактора два — рост цен на автомобили и снижение реальных доходов населения.