Нева в парусах, купцы-оптовики и лихоимство: торговля и банки Петербурга XVIII века

Автор фото: Коллаж: "ДП", Антон Ваганов

Как Петербург становился торговой столицей и почему купцов со всей Руси силком свозили в Северную столицу, из-за чего в России сразу не задалось кредитное дело и почему деньги давались только своим, "Деловой Петербург" рассказывает в рамках специального проекта "Четыре века делового Петербурга".

О ситуации в торговле и банковском деле XIX века материал "ДП" представлен здесь .

Универсам "шаговой доступности" для императора

Первые магазины "шаговой доступности" появились в Петербурге в конце 18 века. И до сих пор таких магазинов так и не хватает большинству горожан. Петербург с момента основания развивался как крупный торговый узел империи со своей спецификой.
Пётр Первый считал, что "торговля — верховная обладательница судьбы рода человеческого" и делал всё, чтобы способствовать её развитию — открывал путь к морю, строил порты, проводил жёсткую протекционистскую политику и державной рукой менял судьбы людей и страны.
Петербург основан в устье Невы Петром Великим как главный порт России и изначально был ориентирован на торговлю с Европой. Для ускоренного развития торговли Пётр проводил протекционистскую политику, которая включала ряд мер, в частности введение таможенных тарифов, достигавших 75% на товары, которые в достаточном количестве производились в России. А ради форсирования развития торговли в Петербурге Пётр вводит запрет на поставку товаров внутреннего рынка в Архангельск.
Первый торговый порт появляется на Петербургской стороне под защитой мощных стен Петропавловской крепости. Вокруг порта сформировался и первый центр Петербурга, включавший в себя, кроме портовых причалов, Гостиный двор, Биржу и государственные учреждения петровского времени — коллегии. В центре предпортовой торговой площади стояла церковь Святой Живоначальной Троицы, давшая имя первой площади Петербурга — Троицкой. Уже в 1703 году к причалам этого порта подойдёт первое торговое судно из Голландии с грузом соли и вина. На долгое время паруса торговых кораблей стали неизменной частью невского пейзажа.
Через петербургский порт проходили особо прибыльные товары, на которые при Петре была введена госмонополия — соль, табак, а также экспортные поставки пеньки, льна, хлеба, щетины, смолы, икры, сала и прочее.
Но для того, чтобы торговля в России и в Петербурге шла успешно нужны были люди и Пётр даёт право заниматься коммерцией крестьянам — из крестьянской среды впоследствии вышло немало успешных коммерсантов.

Преодолевая инертность русского купечества

Чтобы сделать Петербург настоящим торговым центром пришлось в 1710 насильно переселять "лутчших" купцов из Москвы, Великого и Нижнего Новгорода. Поддержкой крупного купечества был и запрет "торговать в домах", вся торговля должна была вестись централизовано в Гостиных дворах и на рынках.
Экономическая политика Петра привела к тому, что экспорт товаров превысил импорт в два раза и дал средства на становление русской промышленности и вооружённых сил.
На Троицкой площади в 1705 было построено особое здание для Биржи, основанной Петром по примеру голландской товарной биржи ещё в 1703 году — раньше Парижской, Венской, Берлинской. В 1719 году создаётся Коммерц-коллегия, ведавшая, в том числе, и купеческой деятельностью. Строится большая пристань на берегу Малой Невы в северо-восточной части Васильевского острова.
Во всех слободах, из которых в первое десятилетие своего существования состоял Петербург, строились Гостиные дворы и рынки. Так, в 1719 году на Невском проспекте у деревянного моста через Мойку был построен ещё один двухэтажный Гостиный двор. Рядом располагается Морской рынок.
Немало успешных биографий было среди окружения Петра Великого. Так, в 1718 году придворный истопник Алексей Иванович Милютин открыл мануфактуры шёлковых лент, позументов и парчи, — "милютинские ряды" на Невской першпективе, ныне Невский проспект, дом 27.
При Анне Иоанновне (1730–1740) торговля в Петербурге ведётся столь активно, что не хватает торговых площадок и складов. В царствование Елизаветы Петровны (1741–1761) продолжается укрепление позиций крупного купечества, но для крестьян по-прежнему запрещена любая оптовая торговля.
В 1730-х годах торговый порт был перемещён на стрелку Васильевского острова, куда вслед за ним переместилась и Биржа и Гостиный двор с Троицкой площади.
В результате градостроительной реконструкции Петербурга, которую разрабатывала "Комиссия о санктпетербургском строении" в 1737–1741 годах, формируются новые торговые площади, в частности, Сенная, которая находилась вдали от центра города и поэтому первоначально предназначалась для торговли пожароопасным товаром — сеном.
К концу XVIII веке Сенная площадь уже становится центром торговли продовольствием. Купец Савва Яковлев владеет 91 торговой лавкой, торгует мясными товарами. Он финансирует строительство храма Успения на Сенной площади, снесённого во времена богоборчества в 1961 году, ссылаясь на необходимость строительства выхода станции метро "Площадь мира".
В 1748 году открывается мелочный торг на Большом пр. Васильевского острова — Андреевский рынок. В 1754 году формируется рынок на землях М. Ф. Апраксина на участке между Фонтанкой и Садовой улицей.
К середине XVIII века численность столичного купечества составляет около 2000 человек. Центром торговли крупного купечества был Гостиный двор на Невском проспекте, который со временем был очень непрезентабельным и пожароопасным. Гостинодвора, так именовались в противовес апраксинцам купцы Невского проспекта, заказывает в 1757 году проект нового здания популярнейшему в елизаветинское время архитектору Растрелли. Но обилие пышного барочного украшения сильно удорожало проект и купечество от него отказывается. Уже в другую архитектурную эпоху — классицизма, воцарившимся вместе с императрицей Екатериной, был утверждён проект Валлен-Деламота, осуществленный в 1785 году.
Во время правления императрицы Екатерины II (1762–1796) более половины внешнеторговых операций в стране приходилось на петербургский порт. В экспорте через порт доминировало британское купечество, осуществляя 63% всего экспорта, на втором месте находились русские купцы (около 10%). Основными экспортными товарами были пенька, юфть (выделанная кожа), железо, полотно. Если говорить об импорте, то наиболее выгоден был ввоз вин, макарон, шоколада, красок.
Петербургские купцы-оптовики сохраняли прочные посреднические позиции в торговле между Россией и странами Запада.
В 1782 году была подорвана монополия крупного купечества: горожанам разрешалось "иметь по домам лавки и в них торговать", что приводит к появлению многочисленных мелочных лавок — своеобразных придомовых универсамов.
Большим шагом в формировании купечества как единого сословия было издание в 1785 "Жалованной грамоты городам". По этому закону все желающие (и мужчины, и женщины) могли записаться в одну из трёх купеческих гильдий. Тогда же было запрещено вступать в купеческие гильдии дворян.
В 1785 году вместе с открытием Гостиного двора расцветает торговля в торговых кварталах, располагавшихся между Невским, Садовой и Екатерининским каналом (Грибоедова). Садовая улица становится улицей рынков, на ней располагаются Апраксин двор, Щукин рынок, Мучные и Железные ряды, Никольский и Покровский рынки.
Рядом с этой торговой частью города стоит памятник Екатерине Великой, которую российское купечество считало своей покровительницей.
В 1786 году открывается "Английский магазин" на Невском, 16, который будет популярен у членов императорской фамилии.
Во время короткого правления Павла I (1796–1801) в 1798 году по Уставу Петербурга крестьянская торговля признавалась законной и была обложена акцизом в пользу города.
В XIX век Петербург входит как крупный международный порт и как торговый центр всей Российской империи.

Кредиты только своим: почему в России XVIII века не прижилась банковская сфера

Государству денег не хватало всегда, что при Петре Первом, что при Ленине, что при Брежневе. Впрочем, Российское государство не исключение. Нет ни одной страны мира, которая не жила бы в кредит. Просто все это делают по разному: кто-то сам печатает деньги, кто-то ведёт разумную кредитную политику, а кто-то уже прогулял деньги своих потомков. Вот и в России XVIII века весьма остро стоял вопрос организации таких структур, которые бы смогли снабжать деньгами не только правительство, но и частные организации.
Петровские реформы привели к середине XVIII века к расширению торгово-промышленной деятельности, что приводило к нехватке наличных средств и практически полного отсутствия банковского кредитования.
В этой ситуации инициатором создания банковской системы стало правительство императрицы Анны Иоанновны, которое в 1733 признало "совершенное отсутствие кредитных учреждений и огромное вследствие этого лихоимство ростовщиков" и объявило об открытии в Санкт-Петербурге Монетной конторы. В ней можно было получить ссуду в 8% годовых под залог золота и серебра.
Но формирование принципов петербургского банковского дела связывают уже со временем правления императрицы Елизаветы Петровны, когда в 1754 был опубликован указ "Об учреждении Государственного Заемного банка; о порядке выдачи из оного денег и о наказании ростовщиков". В Петербурге и Москве были образованы Дворянские банки, источником финансирования которых стали доходы от винной монополии. Ссуды выдавались в сумме от 500 до 10000 руб. под 6% под залог движимого и недвижимого имущества. Но деятельность этих банков была затруднена необязательностью клиентов — в долг брали охотно, возвращать не спешили. К тому же практически не работала система конфискации имущества в счёт долга — государство не решалось забирать имущество у опоры государства — дворянства.
Одновременно с Дворянскими банками по инициативе фактического главы русского правительства елизаветинского времени П. И. Шувалова был учреждён при Петербургском порте "Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции". В распоряжение банка предоставлялся капитал в размере 500 тыс. руб. Функции банка были ограничены ссудными операциями — он мог давать из 6% годовых краткосрочные ссуды до 6 месяцев под залог товаров. Размер ссуды не мог превышать 75% стоимости товаров. Услугами банка могли пользоваться только купцы, торгующие в Петербурге. Со временем срок кредитования был увеличен до года. В 1757 бурная столичная банковская деятельность пополнилась ещё одним банком — Медным, учреждённым по инициативе того же П.И. Шувалова. Сюда можно было положить под проценты медные деньги, а ссуды предназначались крупным помещикам, купцам и промышленникам.
Казалось бы эти благие начинания должны были быстро оживить русскую внешнюю и внутреннюю торговлю. Но реалии русского общества XVIII века — сословный протекционизм, фаворитизм и недоверие к власти — не дали в полной мере воспользоваться кредитной системой. Инициатор банковской системы Пётр Шувалов, брат фаворита Елизаветы Иван Шувалова, был человеком талантливым во всём — реформатор, изобретатель, предприниматель. Но его талант в наполнении собственных карманов поражал воображение современников и вызвал справедливый гнев следующей императрицы — Екатерины Великой.
При Екатерине банковская система была реформирована — Коммерческий банк был поглощён Дворянским, Медный банк уничтожен, но был учреждён в 1786 Государственный ассигнационный банк, для которого архитектором Д. Кваренги в 1783–1790-х было построено специальное здание на Садовой улице.
Во второй половине XVIII века в кредитах нуждались не только частные лица, но и Российское государство. Многочисленные войны с Турцией требовали огромных расходов, которые не могла покрыть государственная казна. И правительству Екатерины Великой пришлось прибегать к помощи зарубежных банков при посредничестве так называемых "придворных банкиров". Самыми известными из них были немец Иоганн Фредерикс, глава частного банкирского дома "Велден, Векстер и Фредерикс", затем англичанин Ричард Сутерланд. Отдавали долги зарубежным банкам репарациями, полученными по результатам заключённых с турками мирных соглашений.
Но бурное развитие российской и петербургской банковской системы придётся лишь на вторую половину XIX века.
Материалы подготовлены при участии Российской национальной библиотеки .
Уличная выставка "Четыре века делового Петербурга" открыта с 10 мая на Большой Морской улице. Выбор этого места не случаен — именно на этой улице, в здании Главного штаба, когда-то размещалось Министерство финансов Российской империи. Стенды, каждый из которых посвящён одному из веков — 18-му, 19-му, 20-му и 21-му — в наглядной форме представят информацию о развитии промышленности, торговли, банковского дела, связи и коммуникаций, сферы развлечений и т.д. Ещё на одном стенде — информация о деловых СМИ, которые выходили в Петербурге в разные века. Материалы также публикуются на сайте dp.ru и в наших социальных сетях. Генеральный партнёр выставки — Группа компаний ПСК .
"Деловой Петербург" благодарит экскурсионное бюро " Ленинградская симфония " за помощь в подготовке выставки.
В работе использованы издания: Барышников М.Н. "Деловой мир Петербурга"; Анисимов Е.В. "Петербург времён Петра Великого".