Жилищный кризис и досуг: исторические проблемы Петербурга

Автор фото: Киташов Роман
Арки Толстовского дома

Обустройство нового быта петербуржцев и их досуг в XX веке — в обзоре, подготовленном в рамках спецпроекта "Четыре века делового Петербурга".

Строительство и недвижимость

Рос шепоток рабочего
над темью тучных стад,
а дальше неразборчиво,
лишь слышно — "город-сад".
Я знаю — город будет,
я знаю — саду цвесть,
когда такие люди
в стране в советской есть!
Владимир Маяковский, 1929 год
В начале XX века Петербург вошёл в стадию "кризиса большого города", для которого была характерна жилищная нужда, переуплотнение центра города, транспортный кризис и ухудшение санитарного состояния столицы. Все эти процессы были связаны между собой, и решить одну из проблем, не решая другие, было невозможно.
Жилищная нужда стала бичом петербуржца начала XX века. С каждым годом было всё сложнее найти хорошую квартиру недалеко от места работы. И, как ни странно, касалось это не только представителей среднего класса. Даже люди, имеющие солидные средства, должны были ориентироваться на то, что предлагалось домовладельцами, основная цель которых — извлечение дохода из каждого сантиметра дома с наименьшими расходами. Способ получить квартиру по своему вкусу был найден в создании Товариществ собственников жилья, которые в складчину нанимали архитектора, подрядчика и строили дом по своему вкусу. В таком доме каждый член товарищества был собственником квартиры, а не всего дома. Первое такое общество было учреждено в 1903 году, и в 1909-1910 годах оно построило дом на Кавалергардской улице, 3, а затем под руководством архитектора А. И. Зазерского дом на углу Большой и Малой Посадских улиц. Квартиры здесь строились с учётом требований жильцов, а не домовладельцев, и наполнялись различными бытовыми благами — горячим водопроводом, встроенными пылесосами, паровым отоплением и т.д.
Внимание к улучшению бытовых условий проявляет и новый вид домовладельцев — страховые общества. Так, Первое Российское страховое общество строит на Каменноостровском проспекте, 26/28, доходный дом, который часто называют домом "трёх Бенуа" — Леонтия, Юлия и Александра, которые работали над его проектом. Доходные дома нового типа с улучшенной планировкой и бытовыми удобствами чаще всего появлялись на Петроградской стороне, которая переживает настоящий строительный бум после открытия движения по новому Троицкому мосту в 1903 году. Самые известные доходные дома того времени — это дом Лидваля на Каменноостровском, дом Розенштейна на пл. Льва Толстого.
Проблема кризиса большого города была знакома не только российской столице, её давно пытались решить в Европе и, в частности, в Англии, где родилась идея Э. Говарда строительства городов-садов. Основной идеей было соединение благ городской цивилизации и сельской местности. Такие города с ограниченным количеством жителей, малоэтажным строительством, должны были охватить кольцом большой промышленный город, связаться с ним налаженной транспортной сетью и оттянуть на себя часть жителей. Идеи городов-садов охватывают весь мир, и в той или иной мере основные концепции этой идеи мы видим в основе строительства и планирования городов XX века. В Петербурге эту идею первым осуществляет министерство императорского двора, которое строит для рабочих казённых Фарфорового и Стекольного заводов "Царский городок". На Васильевском острове силами частного капитала была осуществлена попытка строительства нового жилого квартала с громким названием "Новый Петербург". Но если в первом случае востребованность льготного жилья для рабочих и служащих императорских заводов была очень высока, то идея нового города под боком старого потерпела крах — очень уж далеко от центра города оказались новые кварталы.
Революция приносит тяжёлые изменения в жизнь горожан — отменяется частная собственность, обобществляются дома и квартиры. В 1918 году провозглашается лозунг о переселении рабочих в барские квартиры, и петербуржцы проживают несколько волн уплотнений. Петроград становится городом коммуналок…
Но идеи города-сада, городских кварталов, наполненных зеленью и солнцем, начинают воплощаться уже в советское время. И в первую очередь мы их увидим в районах на рабочих окраинах — жилмассив на Тракторной улице, Палевский жилмассив, рабочий квартал Путиловского завода, жилмассив на Троицком поле, жилой комплекс "Красного треугольника", Бабуринский и Кондратьевский жилмассивы. Здесь главенствует малоэтажные дома на несколько семей, окружённые зеленью и залитые солнцем. В застройку квартала входило строительство фабрики-кухни для освобождения женщины от домашнего труда, поликлиника, дворец культуры, универмаг.
В 1924 г. стали возникать жилищно-арендные кооперативные товарищества (жакты).
Только в 1925 г. в Ленинграде было создано около 4000 жилищно-арендных кооперативных товариществ. Ни в одном другом городе жактовское движение не стало таким масштабным. Общественные и профессиональные организации строят собственные дома. Так, в 1931-1933 годах Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев строит дом-коммуну на Троицкой площади, в 1929-1930 годах на улице Рубинштейна строится дом-коммуна инженеров и писателей.
Первый дом Ленсовета возводится на набережной Карповки, 13.
В 1935 году по новому плану развития Ленинграда основное жилое строительство идёт на Московском проспекте, где предусматривается комплексная застройка кварталов благоустроенными 5-6-этажными домами — сталинками.
В послевоенное время в 1944-1954 году активно застраиваются малоэтажными домами район Белевского поля, Новой Деревни и Удельной, вдоль Большого Смоленского проспекта и улицы Седова, жилмассивы в районе пр. Стачек, Волковского проспекта, Среднеохтинского проспекта. Продолжается застройка Московского проспекта.
Но решить жилищную проблему центра Ленинграда дорогостоящими сталинками или малоэтажным строительством было невозможно. И руководство страны принимает решение ускоренного панельного и блочного строительства. В 1955 году возводится первая "хрущёвка" с просторной и продуманной планировкой на Полярников, 10.
Начинается эра "хрущёвок" и "брежневок". К шестидесятым годам в основном все дома строятся стандартно пятиэтажными, уменьшается высота потолков, появляются совмещённые санузлы (так называемые "гаванны" — соединение двух слов "гальюн" и "ванна"), кухни по четыре метра, смежные комнаты. Злые языки говорили, что про Хрущёва в будущей энциклопедии напишут, что он в результате своей деятельности успел соединить ванну с туалетом, но не успел соединить пол с потолком.
Лишь к концу 1960-х в связи с увеличением населения города появляются и девяти-, и двенадцатиэтажные дома. Типичный пример такой планировки и застройки — кварталы Гражданки дальше Ручья.
В восьмидесятые годы архитекторы Ленинграда создают здания массового проживания, отличные от привычных многоэтажек, — это "дома на курьих ножках" на Новосмоленской набережной Васильевского острова, отдельные дома и кварталы в Сестрорецке и Пушкине.
Ближе к концу 90-х в строительстве появляется интерес к малоэтажной застройке, одними из первых стали малоэтажные жилые комплексы в Коломягах — "Коломяги" и "Никитинская усадьба".

Досуг и развлечения

В начале XX века культура досуга и развлечений переживёт серьёзные изменения. Но некоторые формы досуга останутся неизменными и в наше время. В первую очередь это театральное искусство, которому в XX веке не раз обещали исчезновение, например, из-за появления телевидения. Традиционными оставались и посещения ресторанов и увеселительных садов. Наряду с престижными ресторанами "Донон" (наб. Мойки, 24) и "Медведь" (Большая Конюшенная, 27) популярностью петербуржцев пользовались увеселительные сады "Аквариум" на Каменноостровском (на месте нынешнего "Ленфильма"), "Ливадия" и "Аркадия" на берегу Большой Невки в Новой Деревне, "Луна-парк" на Офицерской (Декабристов).
На Малой Садовой в 1912-1914 годах строится здание Благородного собрание (позднее — Дом Радио, ставший частью городской истории), членами собрания являлись ведущие купцы и предприниматели Санкт-Петербурга.
Новым видом искусства в начале XX века стал кинематограф. До 1904 года киносеансы устраивались в арендованных помещениях, чаще всего в сезонных театрах.
Однако популярность кинематографа была столь велика, что за каких-нибудь несколько лет Невский проспект стал главной улицей кинематографов в дореволюционной России. "Гигант", "Мефистофель", "Фоли-Бержер", Majestic, Piccadilly, "Комик", "Аквариум", "Мулен Руж", "Кристал-Палас", "Унион", "Художественный" — далеко не полный список кинотеатров на Невском. Кинотеатров на Невском было так много, что их владельцам приходилось идти на различные ухищрения, например, устраивать в фойе фонтан из одеколона. Для привлечения публики играл также оркестр.
Кинотеатры возникали не только в центре города, много было их во всех частях Петербурга. Настолько много, что градоначальнику пришлось издать указ о создании кинематографов не ближе 100 саженей друг от друга.
В годы Первой мировой войны зрелищная жизнь города не только не затихла, а стала ещё более разнообразной. Драматический театр, кинематограф, театры миниатюр, фарсы, два цирка, оперетта — все эти зрелищные предприятия находили своего зрителя. Все слои городского общества могли найти себе зрелище по вкусу.
Не были забыты и жители окраин Петербурга. Здесь стараниями представителей столичной общественности строятся Народные дома, которые были призваны заполнить досуг жителей рабочих районов. Народные дома — графини Паниной на Тамбовской улице, Народный дом городского попечительства о народной трезвости на Петроградской, Василеостровский и т.д. — представляли собой целый культурно-художественный комплекс, где вокруг театрального зала группировались помещения с библиотекой, читальней, вечерними классами. Фактически Народные дома были прообразами будущих Дворцов и Домов культуры советского времени. После революции уже существовавшие народные дома были переименованы в Дома культуры, и в 1926-1927 гг., сразу после одного из самых тяжёлых периодов в жизни города, было выстроено новое здание Дворца культуры на площади Стачек, получившее имя Максима Горького.
Долгое время Дворцы и Дома культуры будут одними из самых популярных мест проведения творческого и познавательного досуга ленинградцев. Здесь было всё, что пожелает душа — многообразные кружки по интересам, языковые курсы, танцевальные и театральные студии. Многие горожане до сих пор вспоминают зимний сад в ДК Ленсовета на Каменноостровском проспекте, выставки картин в ДК Цурюпы на Обводном канале, спектакли молодёжных студий.
После революции в зрелищную и досуговую культуру города вносит свои коррективы советская идеология, становится больше массовых спортивных мероприятий, уличных театрализованных представлений. Декорациями становились памятники архитектуры, актёрами и зрителями — петроградцы и ленинградцы. Так, в 1920 году на ступенях Биржи была поставлена мистерия "К мировой коммуне" в честь открытия в Петрограде II конгресса Коминтерна.
Во время НЭПа на Невском проспекте снова запускаются роскошные залы кинотеатров "Паризиана", "Пиккадилли", "Солейль", где шли немые киноленты в сопровождении симфонических ансамблей.
Наиболее популярные рестораны свободной эпохи НЭПа — это "Донон" на Мойке, 24, "Хромой Джо" на Итальянской улице, "Прага" на Садовой, ресторан гостиницы "Европейская".
С 1935 года была отменена карточная система, и в крупных городах открылись новые кафе, стало возрождаться ресторанное дело. Так, к данному периоду относится активное развитие и открытие ресторанов: ресторан в "Астории", образцовая сосисочная в доме 114 по проспекту 25 Октября (ныне Невскому), кафе "Норд" (позднее — "Север").
К сети ресторанов добавилось более трёх десятков кафе, в том числе так называемые "американки" — кафе, где были высокие стойки "по типу американских".
Не менее знаковыми были и молодёжные кафе. В Ленинграде в январе 1962 года заработало кафе поэтов на Полтавской улице, а только за один 1963 год в городе было открыто ещё 14 молодёжных кафе.
В перестройку и в 90-е конкуренцию кинотеатрам составляют видеосалоны, где показывают иностранные фильмы, зачастую в сомнительном переводе. Появляются ночные клубы, наиболее известные из них — "Планетарий", "Хали-Гали" с Романом Трахтенбергом, Candyman, "Конюшенный двор", "Туннель" и другие.
Материалы подготовлены при участии Российской национальной библиотеки .
Уличная выставка "Четыре века делового Петербурга" открыта с 10 мая на Большой Морской улице и с 10 июня — на Малой Садовой. Именно в здании Главного штаба когда-то размещалось Министерство финансов Российской империи. Стенды, каждый из которых посвящён одному из веков — XVIII, XIX, XX и XXI — в наглядной форме представят информацию о развитии промышленности, торговли, банковского дела, связи и коммуникаций, сферы развлечений и т.д. Ещё на одном стенде — информация о деловых СМИ, которые выходили в Петербурге в разные века. Материалы также публикуются на сайте dp.ru и в наших социальных сетях. Генеральный партнёр выставки — Группа компаний ПСК .
В работе использованы издания: Барышников М.Н. "Деловой мир Петербурга"; Чистиков А.Н., Процай Л.А. "Петроград-Ленинград. 1920-1930-е гг. в фотографиях и документах".