В ожидании понаехавших: туристический сезон 2021 года будет скромным

Автор фото: Коньков Сергей

Петербургская индустрия гостеприимства готовится к старту высокого сезона по–разному. Крупные отели, рестораны и музеи не очень–то надеются компенсировать потери ковидного года. Зато малый бизнес строит грандиозные планы.

В городском комитете по развитию туризма надеются, что сезон на внутреннем рынке будет плодотворным за счёт программы туристического кешбэка. Высокий спрос на неё среди российских путешественников очевиден уже сейчас, накануне длинных майских праздников. По данным аналитики банка ВТБ, россияне в апреле потратили 83 млн рублей на бронирование гостиниц в Петербурге. Этот показатель на 40% выше, чем в апреле "мирного" 2019 года.
По данным портала программы туристического кешбэка "мирпутешествий.рф", туристические поездки в Петербург сейчас предлагают 526 российских организаций, в числе которых 251 туроператор, 261 отель, четыре санатория и 10 круизных компаний.

Болельщики с пустым карманом

За маем последует лето, которое на первый взгляд обещает петербургским отелям, ресторанам и учреждениям культуры ажиотажный спрос. Во всяком случае поводов для этого хватает. Сначала проведение ПМЭФ–2021 разрешили в очном формате. Номера в крупных гостиницах города стали бронировать чуть ли не в следующую минуту после того, как эта новость появилась в СМИ. Следующим событием стало закрытие границ с Турцией, что сразу повысило востребованность других туристических направлений, в том числе внутренних, среди которых Северная столица всегда была в топе. Вдобавок увеличилось количество матчей перенесённого с прошлого года Евро–2020, которые примет город на Неве.
Комментируя все эти события, коммерческий директор гостиничного оператора Academia Hotels Алексей Карпов отмечает, что рыночные условия внутри страны могут существенно измениться. "Петербург — третий город по востребованности у туристов. В июне вообще будет сложно найти хоть один спокойный день: УЕФА, ПМЭФ, Военно–морской салон, “Алые паруса”, — говорит он. — После новостей о переносе ещё трёх матчей ЧЕ в Петербург несколько наших отелей получили новый объём бронирований. Загрузка на даты игр у нас сейчас составляет от 64 до 84%. Значительно больший спрос мы видим на апарт–отели с номерами повышенного комфорта". Достижения показателей 2018–2019 годов в Academia Hotels не ожидают, но верят, что сезон будет глотком свежего воздуха.
Крупный бизнес более осторожен в оценках. Директор по продажам и маркетингу отелей "Астория" и "Англетер" Екатерина Андреева отмечает, что Петербург всё же более популярен как культурная столица, куда люди приезжают в основном с экскурсионными группами. Поэтому российские туристы, планировавшие отдых в Турции, скорее будут искать другую страну с морем, чем поменяют предпочтения в пользу ознакомления с историческим центром и Эрмитажем. Спрос на посещение города, конечно, вырастет, но незначительно. Не верит Екатерина Андреева и в то, что погоду для отелей сделает чемпионат Европы по футболу.
"По опыту ЧМ–2018 можем сказать, что спрос на люксовый сегмент у болельщиков небольшой. Принимая во внимание уровень мероприятия и ситуацию с коронавирусом, из–за которой количество мест на трибунах “Газпром Арены” будет ограничено, мы не прогнозируем увеличения объёма бронирований. Сейчас на даты Евро–2020 у нас только 10% гарантированных бронирований. Гости стараются заказывать номера как можно ближе к дате события", — уточняет она.
Столь разные оценки ситуации со стороны участников рынка можно объяснить тем, что у одних вполне есть возможность слегка завысить цену и заработать на болельщиках, а вот у вторых это вряд ли получится.

Всё идёт по плану

С тем, что отдых в Северной столице не заменит поездки в Турцию, согласна генеральный директор турфирмы "Петербургская мозаика" Марина Любимова. Говорить о Евро–2020, по её словам, тоже пока преждевременно: понимания, по каким правилам будут въезжать на территорию РФ иностранные болельщики, до сих пор нет. "В Петербурге будут проходить матчи с участием Польши и Финляндии, соответственно, две основные целевые аудитории — финны и поляки. Первые могут приехать в Петербург одним–двумя днями, даже не ночевать в городе, а уехать сразу после матча. По полякам решения о въезде в РФ пока нет. В целом же футбольные болельщики — не самые платёжеспособные туристы", — указывает она.
Общепит прогнозы на предстоящий сезон тоже строит без чрезмерного энтузиазма. Совладелец ресторанов "Карл и Фридрих", "Альпенхаус" и "Русская рыбалка" Михаил Фейгельман делает ставку скорее на ЧЕ.
"Учитывая, что наши рестораны находятся ближе всего к стадиону, мы точно знаем, что в дни матчей на “Газпром Арене” у нас будет полная посадка. Бронирования на даты игр начались уже в конце марта, а в последнюю неделю запросы на резерв столов стали ещё более популярны", — говорит он и добавляет, что ожидает роста выручки не менее чем на 10%.
Спокойно к подготовке к туристическому сезону относятся в учреждениях культуры. Директор по внешним связям музея "Эрарта" Екатерина Атоян–Милюкова рассказала "ДП", что летом у них откроется сразу несколько новых выставок, но запланированы они были давно. "Все проекты мы внесли в выставочный план ещё до начала пандемии. Расписание, которое всегда составляется заранее, сформировано так, чтобы каждый день — вне зависимости от того, будни это или праздники, или высокий туристический сезон, — нашим посетителям было интересно, чтобы они имели возможность увидеть, каким разным бывает современное искусство", — пояснила она.
Увеличению спроса на прогулки по рекам и каналам у судоходных компаний может способствовать туристический кешбэк. Судя по заполненным гостиницам, где уже сейчас много туристов, предполагаю, что летом их тоже будет достаточно. Среди гостей города речные прогулки всегда пользуются спросом — это бренд Петербурга, такой же как гондолы в Венеции. Поэтому все, кто посетит город впервые, обязательно хоть раз воспользуются такой услугой. Туристы из Москвы, которые уже не раз были в Северной столице и посещали экскурсии, могут выбрать прогулки на воде с живой музыкой и закусками. Однако точно прогнозировать, какой экономический эффект это принесёт, пока сложно.
Владимир Родионов
президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга
Для тех, кто приезжает в Петербург из разных уголков страны, Екатерининский дворец и Екатерининский парк — must see, как и для зарубежных посетителей. Понятно, что мы не получим тех же цифр посещаемости, как в допандемийном 2019–м. Но предполагаем, что в летние месяцы билеты на все сеансы в Екатерининском дворце будут проданы. Тем более что одной жемчужиной стало больше — мы полностью завершили воссоздание Лионского зала. Надеемся, что введение онлайн–бронирования билетов и посещения по сеансам позволит избежать очередей при входе.
Ольга Таратынова
директор ГМЗ "Царское Село"