Не оставляют надежду: что будет с гигантским щитом "Метростроя"

Автор фото: vk.com/metrostroy_arhiv

ОАО "Метрострой" готовится сделать финальный шаг к демонтажу своего 10–метрового щита "Надежда" в Москве. Что с ним будет дальше — пока не решено.

Пока единственный петербургский строитель подземки в 2019 году увёз это уникальное проходческое оборудование в столицу для строительства двухпутного перегона западного участка Большой кольцевой линии (БКЛ), поскольку в родном Петербурге для "железной леди" работы не нашлось. Щит–гигант прорыл 1,3 км от станций "Кунцевская" до "Давыдково", после чего двинулся в сторону "Аминьевской". Проходка закончилась весной, теперь остаётся завершить работы по устройству жесткого основания и вентперекрытия, а также демонтировать "Надежду". Это может произойти в мае.
Дальнейшую судьбу щита в "Метрострое" не знают. "Сейчас решают, что делать", — прокомментировали "ДП" в пресс–службе компании.
Щит предназначен именно для строительства двухпутных тоннелей. Он был приобретён "Метростроем" в 2012 году у немецкой фирмы Herrenknecht AG для проходки станций Фрунзенского радиуса. Также он был задействован на зелёной ветке при строительстве "Новокрестовской" и "Беговой".
По данным издания, теперь его могут как оставить в Москве, так и вернуть домой. В столице "Надежда" могла бы пригодиться на Рублёво–Архангельской линии, где нужно пройти 4,5 км 10–метровым щитом, а также на Бирюлёвской линии, где заложены объёмы для щита такого диаметра: как минимум две станции и три перегона.
"Сейчас в столице работает четыре щита: "Надежда", щит МИП (“Мосинжпроект”. — Ред.), китайский и компании “УСК Мост”. Московские власти вели переговоры с "Метростроем", но никаких окончательных решений пока не принято", — говорит источник "ДП" на рынке.
В Петербурге "Надежда" тоже нужна, говорят "ДП" специалисты. Правда, непонятно, какой "Метрострой" будет работать с ним: старый или новый ("Метрострой Северной столицы", созданный ВТБ). Как ранее писал "ДП", банк может купить оборудование "Метростроя" в рамках слияния двух компаний.
На данный момент в петербургской подземке запроектировано две станции с тоннелем диаметром 10 м в продолжение зелёной ветки: "Богатырская" (бывшая "Туристская") и "Каменка" (прежнее название "Зоопарк"). Несмотря на то что щит в любом случае нужно ремонтировать, 5 км этой ветки он точно может пройти. По планам Смольного построить этот участок должны в 2023–2025 годах.
"Его нужно привозить, монтировать в котловане на “Туристской”, который готов, и идти дальше. Но у заказчика нет ППТ (проекта планировки территории. — Ред.), а сам проект уже 3 года лежит. Его нужно актуализировать, сделать новые изыскания и при наличии ППТ отправлять в экспертизу и начинать работать", — говорит источник "ДП" на рынке метростроения.
Двухпутные тоннели, хоть они и не продвигаются в Петербурге так активно, как в Москве, предусмотрены и в программе развития метрополитена до 2045 года. "Всё заложено, лишь бы хоть как–нибудь уже занялись стройкой метро в Петербурге", — отмечает собеседник издания.