Нестрашная сказка: современная Россия в "Вампирах средней полосы"

На прошлой неделе на платформе Start завершился показ первого сезона медленной драмеди с мотивами хоррора, триллера и детектива из жизни смоленских (читай — российских) вампиров. Сериал уже стал предметом широких обсуждений в социальных сетях, зрители ищут в нём скрытый смысл и политическую подоплёку. Сказать, что "Вампиры" — идеальный продукт, всё–таки нельзя. Но интерес он вызывает однозначно.
Неизвестно, держали ли в уме шоураннер Алексей Акимов ("Фитнес", "Светофор") и режиссёр Антон Маслов ("ИП Пирогова") "Семейку Аддамс", но их сериал вызывает устойчивые ассоциации с американским уже c первой серии. Что ничуть ему не вредит, а, напротив, таким образом встраивает в давнюю кинотрадицию, за неимением собственной. Акимов и Маслов опрокидывают фольклорный, мифологический сюжет про кровососов–долгожителей в настоящее и на выходе выдают картину сегодняшней России.
Вурдалаки, живущие небольшой дружной "семьёй", приспособились как к суточному режиму (и теперь преспокойно разгуливают днём), так и к отечественным реалиям. Анна Остроумова (Екатерина Кузнецова) служит в полиции. Обрусевший французский эскулап Жан (Артём Ткаченко) спит с медсёстрами своей больницы, а в свободные промежутки трудится над новым лекарством от всех болезней.
Томная и саркастичная экс–графиня Ольга (Ольга Медынич) художественно руководит студенческим театром. Хипстоватый Женёк (Глеб Калюжный) практикует тематические вечеринки и ведёт канал на Youtube. Главным же тут, конечно, является старейшина клана Святослав Вернидубович (Юрий Стоянов), или дед Слава, в своё время обративший Жана и Анну, собрав таким образом "родню", которому отданы все лучшие реплики сериала — афористичные и саркастичные. Но важнее другое — именно герой Стоянова оказывается самым великодушным и способным на благородные поступки: жизни других он ставит выше собственной и готов пожертвовать собой ради сохранения установленного столетия назад равновесия.
Тем более что жизнь немедленно подкидывает такую возможность: за Женьком, обвинённым в убийстве людей, являются Хранители. Верховодит ими циничная женщина Ирина Витальевна (Татьяна Догилева) — по совместительству глава Смоленска. Сюжетные перипетии подкрепляются жанровым, хоть и не слишком гармоничным, разнообразием: в завязке мы получаем хоррор (в зимнем лесу находят два полностью обескровленных тела), продолжается как детектив (из Москвы присылают красавца следователя), переходящий в мелодраму (у каждого из героев в прошлом есть тайна, мешающая жить сейчас), чёрную комедию и сатиру (герой Стоянова переживает за качество жизни горожан и регулярно проходится насчёт официальных лиц).
Жанровая неравномерность тянет за собой ситуативную стереотипность (Анна ожидаемо влюбляется в заезжего москвича, вампиры ведут собственное расследование, Хранители напрочь коррумпированы и продажны и т. д.). Авторы как будто опасаются развернуться во всю ширь и глубь и двигаются по малоосвоенной отечественным кинопромом территории скорее на ощупь. Но в любом случае первую попытку сделать оригинальный сериал о вампирах нельзя не засчитать. Тем более что в следующем году ожидается продолжение.