Рынок, которого нет: кого защищают чиновники от иностранных электромобилей

Автор фото: Ермохин Сергей
Государство решило защитить отечественный рынок электромобилей. Как бы ни смешно звучала эта фраза (легковые электромобили в России на данный момент просто не производятся), меры, которые разрабатывает Минпромторг, выглядят именно так: чиновники хотят повышать таможенные пошлины и утилизационные сборы. В начале 90-х российские власти с помощью заградительных пошлин на иномарки спасли от банкротства ВАЗ и ГАЗ. Сейчас утилизационный сбор используется как инструмент давления на автопроизводителей, разместивших свои заводы в России, чтобы те продолжали увеличивать локализацию производства. Стало быть история повторяется, но возникает вопрос — кого будем защищать?
По предварительным данным, анонсированные меры могут быть введены уже в 2022 году. В принципе, к этому времени на рынке может появиться серийный отечественный электромобиль ZETTA. Его разрабатывают в особой экономической зоне в Тольятти. У проекта хорошая PR-поддержка — журналистам регулярно подбрасывают поражающие воображение подробности: машиной можно будет управлять с помощью смартфона, джойстика (вместо руля) или даже силой мысли (через нейродатчики). Вот только сроки начала производства всё время сдвигаются — уже называли и 2019 год, и 2020-й. В начале этого года министр промышленности и торговли Денис Мантуров назвал 2021-й.
У нас в Петербурге свой предмет для гордости и пиара — Политехнический университет принял участие в разработке электромобиля "Кама-1". Об этом горожанам не раз напоминала пресс-служба Смольного, а губернатор Александр Беглов на этой неделе даже заявил, что Петербург — один из лидеров страны по развитию электрического транспорта. Только и "Кама-1" на наших глазах не спеша превращается в долгострой. Когда машину впервые показали публике в прошлом году, говорили, что она может быть запущена в производство уже через год. Но сейчас основной разработчик "КамАЗ" призывает ориентироваться на 2024 год.
На самом деле удивительно не затягивание сроков, а скорее оптимистичные прогнозы в духе "даёшь отечественный электромобиль за три года". Ведь те серийные машины, которые предлагают сейчас мировые автоконцерны, разрабатывались десятилетиями. Новые технические решения тестировались на концепт-карах, в проекты вливались значительные средства.
Безусловно, задел по электромобилям есть и на российских предприятиях, в этом направлении работали ещё в СССР. Но первый серийный "блин" вышел в итоге комом. Электромобиль от "АвтоВАЗа" Ellada был в продаже в 2012 — 2013 годах, в течение которых удалось реализовать лишь 96 машин. Конечно, свою роль тут сыграло и практически полное на тот момент отсутствие зарядных станций, но и сама машина, как отмечали эксперты, вышла довольно-таки сырой.
Можно вспомнить и ещё один пример того, как российская компания решила догнать и обогнать весь мир в автомобильной отрасли. Это печально известная "Ё-авто".
Может быть в Минпромторге считают, что после введения анонсированных мер собирать электромобили в России бросятся зарубежные автопроизводители? Но, судя по тому, как неспешно они выводят эти машины на наш рынок, никакого смысла для них в этом нет. Проще продавать старые добрые автомобили с двигателями внутреннего сгорания, которые в ближайшие 10 лет во многих странах просто перестанут пускать на дороги.
Мы же, видимо, пойдём своим путём, внятного объяснения которому пока не прозвучало.