ЕС – Белоруссия: хроника пикирующих отношений

Автор фото: www.ryanair.com

После инцидента вокруг незапланированного приземления в Минске гражданского лайнера Ryanair, следовавшего по маршруту Афины – Вильнюс и последующего ареста бывшего сооснователя и администратора оппозиционного Telegram-канала Nexta Романа Протасевича, рухнули остатки отношений Белоруссии и ЕС. Эффект домино начался с Прибалтики. Но обвинить, кажется, во всём собираются Россию.

Нервное начало

"Деловой Петербург" собрал в одном месте хронологию очередного витка напряжения между Белоруссией и ЕС, который, кажется, на этот раз действительно может выйти за рамки обоюдных дежурных обвинений сторон.
В воскресенье, 23 мая, в Вильнюсе в 13:00 по местному времени (совпадает с Мск.), должен был приземлиться рейс лоукостера Ryanair, следовавшего по маршруту Афины – Вильнюс. Согласно данным сервиса Flightradar, борт практически достиг воздушной границы с Литвой, до аэропорта Вильнюса оставалось 15 минут лёту, однако экипаж неожиданно развернулся и зашёл на посадку в аэропорту Минска.
Первоначальной причиной, появившейся в литовских СМИ, стало сообщение о конфликте пассажира с членами экипажа. Позже появилось сообщение о минировании борта. Ближе к 15:00 воскресенья со срочным заявлением в Вильнюсе выступил штаб экс-кандидата в президенты Белоруссии Светланы Тихановской. В заявлении говорилось, что самолёт посадили в Минске под предлогом, а реальная цель — арест сооснователя и администратора оппозиционного Telegram-канала Nexta Романа Протасевича, который был одним из пассажиров рейса. Ещё спустя час эта новость становится центральной во всех СМИ Литвы, а оценку событий представляет советник С. Тихановской Франтишек Вечёрко, который прямо заявляет, что "они, [официальный Минск] как сомалийские пираты, захватили самолет".
При этом в СМИ Литвы утверждается, что борт "заставил" развернуться истребитель ВВС Белоруссии МиГ-29.

Ни слова о Протасевиче

Тем временем в Белорусских СМИ подтверждается информация об экстренной посадке самолёта, взлёте МиГ-29 "для обеспечения безопасности" и сообщении о заминированном воздушном судне, что и стало причиной смены курса полёта. Белорусские СМИ преподносят инцидент, как чрезвычайно ответственное поведение всех служб на фоне угрозы подрыва. "Команду принять в Минске самолет авиакомпании Ryanair, в отношении которого поступило сообщение о минировании, дал лично Президент Беларуси Александр Лукашенко", — пишет во время развития событий БЕЛТА. Позже государственное новостное агентство добавит, что "сообщение о минировании самолета компании Ryanair оказалось ложным", о "приведении сил по противовоздушной обороне в готовность №1", возбуждении уголовного дела по факту ложного сообщения, итоговом вылете рейса в Вильнюс и другие сообщения. Нигде за всё это время в госагентстве не говорится о задержании Р. Протасевича и его спутницы.
В другом официальном издании "Беларусь сегодня" о задержании Р. Протасевича сообщается только на следующий день, в понедельник 24 мая. В заметке утверждается, что во время пограничного и таможенного контроля к активисту не возникло вопросов, но его фото стали тиражировать в интернете, на что оперативно и обратили внимание. "Итог: с нашей стороны соблюдены международные нормы, законодательство Беларуси, безопасность пассажиров обеспечена, они благополучно продолжили рейс, обвиняемый в противоправных действиях задержан", — пишет издание.

Первая волна

За сутки до этого, к 16:00 часам воскресенья в Вильнюсе с заявлением уже выступил президент Литвы Гитанас Науседа, который потребовал "чтобы белорусский режим немедленно освободил задержанного и разрешил ему продолжить поездку в Вильнюс". Полное заявление есть и на русском языке на сайте канцелярии главы Литвы. Он также обратился "к союзникам по НАТО и ЕС с призывом немедленно отреагировать на исходящую от белорусского режима угрозу для международной гражданской авиации". Различные политики, политологи и обозреватели в литовских СМИ впервые начинают использовать термин "международный терроризм", а многие заявляют, что Белоруссия неспособна проводить подобные спецоперации и за всем "стоит Кремль".
К 17:00 в МИД Литвы вызван представитель посольства Белоруссии в Литве, где ему выдвинуто требование "отпустить пассажиров и экипаж". Старшая советница Г. Науседы по иностранным делам Аста Скайсгрите заявляет СМИ, что всё это "похоже на операцию КГБ". Ближе к 18:00 немедленно "отпустить пассажиров" потребовала премьер Литвы Ингрида Шимоните. Практически одновременно в социальной сети Twitter появляется сообщение от премьера Польши Матеуша Моровецкого, который называет инцидент "актом государственного терроризма".
К нарастающему валу заявлений присоединяется глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель, который требует продолжения пути в Вильнюс "всех без исключения" пассажиров рейса. Еврокомиссар по иностранным делам в итоге и в понедельник будет по нарастающей делать заявление за заявлением.
К 19:00 часам вечера в воскресенье председатель парламента Литвы Виктория Чмилите-Ниельсен заявляет, что воздушное пространство над Белоруссией "небезопасно" для гражданской авиации. Впервые начинаются публичные рассуждения об изоляции и запрете на пересечение пространства Белоруссии. Со стороны НАТО следуют требования тщательной проверки авиаинцидента, а глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис предлагает рассмотреть вопрос полного отказа от пересечения воздушного пространства с Белоруссией.
Приземлившийся в Минске борт в итоге достигает Вильнюса после 21:00, спустя восемь часов назначенного времени. Пассажиров встречают едва ли не все СМИ Литвы. В аэропорт прибыла и премьер Литвы Ингрида Шимоните. Пассажиры рассказывают про реакцию Р. Протасевича на новость о посадке в Минске. Он, по их словам, был крайне напуган и успел сказать, что его здесь ждёт "смертная казнь".
Вечером 23 мая с рядом заявлений повторно выступают представители всех ветвей литовских властей, пассажиров допрашивают в этот же день. Кроме того, в конце дня, с заявлением выступают США, которые также "жёстко осуждают" власти Белоруссии за произошедший инцидент.

Белоруссия — "чёрная дыра" Европы

В понедельник, 25 мая, президент Литвы Гитанас Науседа проводит онлайн-переговоры со своими коллегами из Латвии и Эстонии. "Белорусский режим грубо нарушил международное право и поставил под угрозу жизнь более ста человек. Этот поддерживаемый государством террористический акт поставил под угрозу безопасность международной гражданской авиации — и мы должны реагировать соответствующим образом", — цитирует главу Литвы его пресс-служба [заявление доступно на русском языке]. В этот же день он отправился на внеочередной саммит лидеров ЕС в Брюсселе, где пообещал, что главной темой станет авиаинцидент с рейсом Афины – Вильнюс.
С самого утра две авиакомпании — Wizz Air и латвийская Air Baltic — объявляют, что в дальнейшем огибают воздушное пространство Белоруссии. Тем временем ирландская Ryanair называет инцидент "воздушным пиратством", но при этом так и остаётся неясным [на момент написания этого материала вечером 24 мая] от кого исходила инициатива посадки в Минске. Действительно ли ВВС Белоруссии приняли в этом непосредственное участие? В социальных сетях в интернете, например, в какой-то момент одна из главных версий выдвигалось, что лайнер заставили сесть в Минске под угрозой якобы физического уничтожения, что легко проверяется записями переговоров пилотов. Но их на момент написания этой статьи компания не представила, хотя это самое простое, что в этой ситуации можно сделать. Также, как и фактически не опровергла, что сами пилоты попросили о посадке в Минске. Официальный Минск вечером 24 мая предоставил записи переговоров пилотов с диспетчерами в Минске, из которых следует, что решение сесть в Минске принимали пилоты компании Ryanair
К середине понедельника, 24 мая, МИД Литвы обратился к гражданам с призывом полностью отказаться от поездок в Белоруссию. И сразу же после этого тот же МИД Литвы выступает с инициативой для всего ЕС о полном прекращении полётов над Белоруссией. Финалом стало экстренное заседание правительства Литвы на котором было принято решение о полном запрете для гражданской авиации полётов над Белоруссией. Запрещено не только отправляться в любые направления, используя воздушные коридоры над соседней страной, но и принимать в Литве авиасуда, которые летели над Белоруссией.
Председатель литовского парламентского комитета по нацбезопасности и обороне Лауринас Касчюнас также предложил полностью закрыть наземное сообщение.

Сюрприз! Виновата — Россия

Тем временем, в Литве всё чаще стали звучать высказывания политиков, политологов и обозревателей в СМИ, что за всей операцией "стоит Россия". "Не было бы В. Путина, А. Лукашенко не было бы давно", — гласит один из заголовков в центральных СМИ Литвы. Великобритания объявила, что рассматривает возможность введения новых санкций против "Северного потока-2" из-за инцидента с лайнером Ryanair. 27 мая в связи с ситуацией с самолётом срочное заседание созывает Международная организация гражданской авиации ICAO. По распоряжению президента Украины Владимира Зеленского, с Белоруссией прекращает сообщение и эта страна.
Но самые неожиданные события при всём этом в понедельник развивались в Латвии. Там сейчас проходит Чемпионат мира по хоккею. Его принимать должны были Латвия и Белоруссия, но последнюю отлучили сразу после лихорадки лета-осени 2020 года. Глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевич и мэр Риги Мартиньш Стакис сняли флаг Белоруссии, как участника ЧМ по хоккею, и заменили его на символ белорусской оппозиции. В ответ Белоруссия потребовала в течении 48 часов покинуть страну весь состав посольства Латвии в Минске без исключения. Официальная Рига ответила тем же.
В Литве, тем временем, вновь подняли тему "опасности Белорусской АЭС", которую построил российский Росатом, белорусского транзита через порт Клайпеда, "контрабанды табака" в Европу, который обеспечивают "кошельки Лукашенко" и другие темы. Однако за два дня вектор чётко сменился в сторону, что "кукловод" во всей этой истории — лично Владимир Путин.
Прошло только двое суток конфликта.