Критика чистого разума: какие качества и компетенции ценят работодатели

Автор фото: ТАСС

Высокий уровень критического мышления не является естественным результатом высшего образования. Но именно это качество ценят работодатели.

Какими навыками и компетенциями должны обладать молодые люди — выпускники вузов, чтобы соответствовать новым жёстким требованиям работодателей? Можно ли прокачать эти скиллы во время обучения в университете? Ответы на эти вопросы искали участники ежегодной международной конференции, организованной Высшей школой экономики (ВШЭ) в Санкт–Петербурге, "Образование и мировые города".

Нет времени объяснять

По данным Национального агентства развития квалификаций (НАРК) и ВЦИОМ, в 2020 году треть работодателей столкнулись с тем, что уровень необходимой квалификации выпускников недостаточен, поэтому они не могут мгновенно включиться в рабочий процесс. Как следствие, за прошлый год обеспеченность кадрами снизилась до 80%.
"Абсолютная потребность нового тысячелетия — непрерывное образование. Нужно добывать новые знания, чтобы быть пригодным для работы. Ни диплом, ни кандидатские не являются гарантией трудоустройства", — уверена Оксана Косаченко, президент благотворительного фонда "Система". Если в XX веке карьеру и набор компетенций можно было выбрать один раз и на всю жизнь, то сейчас сформировался тренд на смену профессии каждые 5 лет. Эксперты уверены, что в ближайшие годы работники столкнутся с необходимостью непрерывно перестраивать набор навыков, чтобы быть востребованными на рынке труда.
Для выпускников ситуация усложняется тем, что работодатели больше не готовы тратить время на их адаптацию, добавила Косаченко. "Мы выбираем людей, которые знают, как жить в постоянно меняющемся мире", — говорит она. Поэтому в корпорации "Система", объединяющей 40 компаний в 20 отраслях, от сельского хозяйства до медицины, при найме нового сотрудника прежде всего обращают внимание на способность кандидата к саморазвитию.
А что вузы? Учитывают ли они запросы работодателей? Заведующий лабораторией проектирования содержания образования НИУ ВШЭ Тарас Пащенко поделился результатами исследования, целью которого было выяснить, какие универсальные компетенции вырабатываются в процессе обучения в университетах. По его словам, все навыки, которые имеют наибольшее значение для работодателя при трудоустройстве, делятся на три группы: мышление (то есть способность решать задачи), взаимодействие с другими (включает в себя навыки коммуникации и эмоциональный интеллект) и взаимодействие с самим собой (навыки самоорганизации, планирования и работы с собственными эмоциями). "По мнению многих исследовательских групп, в мире эти три понятия являются универсальными компетенциями, которые нужны человеку вне зависимости от того, чем он занимается. Именно на них обращают внимание топовые работодатели", — отмечает Тарас Пащенко.
Особняком среди получаемых в процессе обучения компетенций выделяется критическое мышление, то есть умение мыслить нестандартно и гибко в условиях постоянно меняющегося мира. И оказывается, что только лишь высшего образования недостаточно для того, чтобы у человека сформировалось такое мышление.
Исследователи ВШЭ решили проверить это предположение и поучаствовали в международных исследованиях, которые измеряли динамику критического мышления при переходе студентов с одного курса на другой. Из результатов международного сравнительного исследования образовательных достижений студентов инженерных направлений Superproject выяснилось, что у студентов из Китая, Индии и России уровень критического мышления от 1–го к 4–му курсу бакалавриата снижается.
Ещё одно исследование, WiWiKom, также показало, что средний балл по тесту на определение уровня критического мышления от 1–го к 3–му курсу фактически не растёт.
"Отвечая на вопрос, почему так происходит, мы пообщались с рядом университетов. Наша задача была выяснить, что делается для развития критического мышления у студентов. Исследование показало, что в российских университетах нет необходимой учебно–методической литературы, отсутствуют инструменты оценки и даже ощущается дефицит профессионального развития преподавателей".
В вузах преобладает традиционный пассивный тип обучения, который не способствует развитию мышления. Например, лекции, которые зачитываются на автомате и не вовлекают студента.
Вместе с коллегами Тарас Пащенко пытается понять, как изменить ситуацию. По его мнению, одним из ключевых барьеров, препятствующих созданию условий для формирования у студентов навыка критического мышления, является отсутствие единого рабочего определения последнего. Кроме того, среди университетов нужно выделить лидера, который бы отвечал за развитие направления по созданию условий формирования у студентов навыка критического мышления.

В ответе за тех, кого обучили

Возникает вопрос: кто же должен нести ответственность за формирование необходимых компетенций, которые помогут вчерашнему выпускнику состояться профессионально? Наиболее предусмотрительные вузы предпочитают брать инициативу в свои руки и готовить профессионалов прямо со школьной скамьи или же обеспечивают своим студентам условия, при которых потенциальные соискатели смогут получить необходимый опыт в рамках практики в действующих компаниях.
"Понятно, что совсем готового специалиста вуз дать не может, но, если человек, получив диплом, не получает при этом трудовой договор или не открывает дело, это очень большая ошибка и общества, и человека, и системы образования — все проиграли. А что делать? Самое главное — находиться в состоянии конструктивного диалога", — рассуждает глава комитета по труду и занятости Петербурга Дмитрий Чернейко.
Первый проректор Санкт–Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" им. В. И. Ульянова (Ленина) Михаил Куприянов также выделяет основную компетенцию — умение учиться в условиях постоянно меняющихся требований к претенденту на рабочее место. "Существует разрыв, который преодолевается целевой подготовкой, практикой и стандартами. Что мы делаем в ЛЭТИ? Для нас основным треком является работа со школами и создание инженерных классов, чтобы разбудить любознательность и выработать у детей желание понять, как устроен мир".
Ректор Санкт–Петербургского химико–фармацевтического университета Игорь Наркевич отмечает, что, как правило, наиболее активных студентов, которые обладают широким набором компетенций, всего 20%. При этом 80% тоже хотят найти свою нишу и место в жизни. Игорь Наркевич отмечает, что основная цель вуза — востребованность выпускников: чем лучше они трудоустраиваются, тем устойчивее репутация вуза. "У нас сложились хорошие отношения с работодателями, наши студенты проходят практику почти во всех аптечных сетях города", — рассказал Игорь Наркевич.