Архитектура требует любви: чувство стиля у современных зодчих

Автор фото: Ермохин Сергей
Я не сторонник присваивания стилей современным зданиям. Тем более, когда пытаются найти некий "петербургский стиль". Есть совершенно разные эпохи. Разные задачи. Разные районы города. Разные направления. Так, петербургский модерн на Петроградке отличается от модерна в центральной части города.
И мне кажется, особенность Петербурга в том, что в нём достаточно большое смешение стилей, эклектики, направлений, совершенно разных масштабов, объединенных профессионализмом. Исторический город вызывает ощущения отличные от кварталов, находящихся за КАД.
Проезжал недавно по Московскому проспекту. Идущие вторым фронтом дома "вылезают" в районе "Электросилы" и "Парка Победы". Нижние этажи здания кирпичные, выше появляется отделка полосами. Всё это — чудовищная нелепица. Просто стены с окнами производили бы более приятное впечатление, нежели эти несуразные украшательства.
То же самое на Малой Зелениной — мы там ЖК "Октавия" проектировали (Малая Зеленина, 8, — Ред.), на данный момент заканчивается строительство. Рядом с ней дом, не знаю кто из застройщиков возводил, у которого разные кирпичи идут слоями — наверное, разные заводы их делали? А наверху вдруг появляются арочки. В Грузии и Армении на частных домах такие бывают. А тут на Петроградке, на жилом доме на уровне девятого этажа такие чудеса.
Относительно молодых архитекторов, по моему мнению, в начале профессиональной деятельности стоит проектировать честно, не ради денег или славы, а для постижения себя в профессии. Остальное придёт со временем.
Я ставлю под сомнение организации, которые занимаются проектированием, и у них во главе не архитектор, а коммерческое лицо, для меня это не очень хороший знак. Как правило, это не творчество, а проектирование связанное только с задачей, поставленной застройщиком.
Архитектура требует любви к тому, что делаешь. Архитектор, когда начинает работать над проектом, ориентируется на несколько принципов, определяющих параметры будущей застройки: местоположение, контекст, окружение, стилистика, логика. Плюс необходимо умение работать с заказчиком, т.е. совмещать его желания с архитектурой.
Подчеркну, что мне импонирует достаточно современная стилистика. Это большие окна, много света и пространства, лаконичность. При этом я живу в историческом центре города в квартире с мансардой на последнем этаже. Для меня это вопрос ощущения среды и самостоятельности.
Автор — Евгений Подгорнов, директор мастерской "Интерколумниум"