Дело мастера БГ: лидер "Аквариума" вновь "режет правду" и размышляет о наболевшем

Автор фото: РИА Новости

Приближается событие, которое не сможет оставить без внимания ни один меломан и ценитель отечественного рока. Речь идёт о долгожданном выступлении Бориса Гребенщикова и команды "Аквариум". 20 мая в БКЗ "Октябрьский" легенда российской рок–сцены представит публике новый альбом "Знак огня". После долгих вынужденных переносов БГ всё–таки споёт новые композиции — разумеется, разбавив их золотой классикой.

Строго говоря, "Знак огня" — это сольная работа Гребенщикова, финальная часть его трилогии, в которую вошли "Соль" (2014) и "Время N" (2018). И многие видят в данном "отходе от группы" особый смысл, желание автора высказаться о наболевшем лично и максимально честно.
Материал всех трёх пластинок легко складывается в единую концепцию. Здесь БГ чётко, ясно, а кое–где даже откровенно протестно выражает своё отношение ко дню сегодняшнему. Он всегда умел это делать: витиевато, образно, с нагромождением понятных не каждому отсылок. Но настали, очевидно, настолько сложные времена, что даже такой мастер аллюзий, как Гребенщиков, переходит к шершавому языку плаката, режет правду–матку и бьёт в лоб.
Конечно, внешне подход к песням столь явно не изменился, они не превратились в нарочито эмоциональные лозунги, какой–либо дешёвой спекуляцией тут и не пахнет. Но стоит копнуть чуть глубже, внимательно вслушаться в текст, настроиться на волну автора — и вас посетит озарение. Взять хотя бы несколько строк из композиции "Баста Раста", вошедшей как раз в "Знак огня":
Но от вашего бесстыдства загорается бумага.
Грудные младенцы в военной форме — увага.
Не песня, а крик души на злобу дня, предупреждение о потенциальной грядущей катастрофе. И подобных острых афористических строк с горьким привкусом бьющей в глаза правды на новой сольной пластинке найдётся немало.
Конечно, Гребенщикову не впервой быть таким своеобразным летописцем от русского рока. Достаточно вспомнить как минимум знаменитую "Древнерусскую тоску" с альбома "Снежный лев". В той песне БГ удаётся рассказать историю пресловутых "лихих девяностых" через призму героев отечественного фольклора. Невероятно меткая, образная, сатирическая вещь, которая служит мини–версией пособия по истории России.
Нулевые же не менее талантливо изобличены в композиции "Голова Альфредо Гарсии" с пластинки "Беспечный русский бродяга". Наличие здесь капельки обсценной лексики, увы, лишает нас возможности насладиться этой песней на радиоволнах, но прослушать её однозначно стоит. Ведь здесь настоящий слепок эпохи: от необходимости "петь про нефть" до удивительно точной мысли о том, что "главная национальная особенность — понт".
Поразительно, что БГ не требуется какого–то продолжительного временного отрезка, чтобы отрефлексировать и осмыслить происходящее. Что видит — о том и поёт, здесь и сейчас, в синхроне с эпохой, в ритме современности. Вероятно, истинный большой художник должен творить именно так: пропуская всё происходящее через себя, чтобы получить на выходе переосмысленное бытие.