В бизнесе майка лидера стала "зелёной"

Автор фото: Михаил Тихонов
Автор фото: Михаил Тихонов

Сегодня бизнесу выгодно быть ответственным. Реализация экологических инициатив повышает конкурентоспособность компаний. И становится инвестицией в развитие.

Экологическая ответственность — значимая часть концепции устойчивого развития. Поэтому актуальность вопроса с каждым годом лишь растёт. Многие исследования потребительского поведения в 2020 году продемонстрировали, что тема "осознанности" стала активнее набирать обороты и привлекать новых адептов.
При этом маркетологи давно говорят, что для продвижения продукта недостаточно знать пол, возраст и приблизительный доход своей целевой аудитории: стратегия должна учитывать ценностные ориентиры и культурно-нравственную систему координат потенциального клиента. Уже в 2019 году, по данным опроса Московской школы управления Сколково и Ромир, 37% россиян были готовы голосовать рублём за товары и услуги компаний, относящихся к категории ответственных производителей. Причём это означает не только соответствие продукта экологическим стандартам, но и участие бизнеса в проектах по защите окружающей среды.
Следует ли предприятие экологической повестке — теперь не "личное дело" организации, теперь это вопрос доверия "извне". И будущее тенденции вполне чётко читается.
Волонтёрство как массовое явление
Национальный проект "Экология" реализуется с 2019 года: с целью создания комфортных условий для жизни в стране и снижения негативного воздействия на окружающую среду бизнесу предложено внедрять соответствующие принципы в свою деятельность, а также популяризировать идеи заботы о природе среди сотрудников.
Это дополнительная ценность, которую предприятия создают в регионах присутствия, считает Елена Киянова, председатель Национального совета по корпоративному волонтёрству в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, управляющий по корпоративным вопросам региона Север аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" (ФМИ) в России.
Без устойчивого развития региона в разных его направлениях, в том числе экологическом, невозможно успешное развитие бизнеса как такового. Поэтому здесь у нас с вами выгода со всех сторон. Это такая цепочка действий, направлений, ценностей, которую мы изо дня в день создаём. Реализация экологических волонтёрских проектов, с вовлечением сотрудников компаний — это ещё и момент дополнительной мотивации. Люди гордятся тем, что они являются частью бизнеса, который не только занимается получением прибыли, а вносит существенный вклад в устойчивое развитие региона.
Елена Киянова
председатель Национального совета по корпоративному волонтёрству в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, управляющий по корпоративным вопросам региона Север аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" (ФМИ) в России
Елена Киянова также напоминает, что экологические проекты зачастую довольно масштабны — это позволяет привлекать большое количество корпоративных волонтёров различных предприятий. Поэтому подобные совместные проекты могут стать точкой входа для компаний, которые готовы, но не знают, с чего начать деятельность в данном направлении. "Экологическая составляющая — очень яркая и нужная абсолютно всем: региону, бизнесу, людям, которые живут и работают здесь, а также некоммерческому сектору", — заключает эксперт.
И здесь вполне объяснима заметная активизация добровольческих движений. Как кратко охарактеризовал ситуацию заместитель председателя комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Роман Волковский — "это ответ на современные вызовы". Эксперт также рассказал "ДП", что сегодня в Петербурге насчитывается более 100 тыс. волонтёров.
Развивается и корпоративное направление добровольчества. Заинтересованные ведомства такую "зелёную предрасположенность" компаний, как её назвал Фёдор Стулов, начальник отдела особо охраняемых природных территорий комитета по природным ресурсам Ленинградской области, превращают в организованную помощь на конкретных объектах: "Мы привлекаем субъекты малого предпринимательства путём проведения волонтёрских акций по уборке территорий водных объектов, существующих экологических маршрутов. Несколько крупных компаний обеспечивают подготовку, разметку маршрутов активного отдыха — по несколько десятков километров у нас проходят, и проводят работу к тому, чтобы на территориях ООПТ было находиться интересно и информативно".
Автор: Михаил Тихонов
Елена Киянова рассказала, что данное направление как тренд охватывает весь мир — в России в Национальный совет по корпоративному волонтёрству сегодня входит более 50 компаний, а количество вовлечённых добровольцев превышает 10 тыс. человек. Мероприятия имеют разные форматы — и экомарафоны, и "зелёные игры", и образовательные проекты, и уборка территорий.
"Это бизнесу не приносит никаких средств, это затратная часть", — говорит Фёдор Стулов. Однако, как уже говорилось, подобные мероприятия имеют пролонгированный эффект в части повышения лояльности и построения имиджа. Что же касается истории с прибылью — здесь у экологической истории есть козыри.
Возможности для бизнеса
"Зелёная" повестка предлагает бизнесу и вполне понятные рыночные инструменты, а также идеи для маркетинговых стратегий, снижение налоговой нагрузки, более комфортный выход на международные рынки, интерес инвесторов при хорошем ESG-рейтинге и множество других возможностей. "Нефинансовые" показатели компаний становятся конкурентным преимуществом.
"В период пандемии многие компании, которые занимались экспортом, как раз выиграли, — напоминает координатор "Деловой России" по Северо-Западному федеральному округу, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения "Деловой России" Дмитрий Панов. — Так вот, международный покупатель при выборе производителя в числе прочего очень внимательно оценивает и смотрит на способ избавления предприятия от отходов и, в том числе, на переработку вторичного сырья. От наличия этих пунктов зависит репутация компании на международном рынке. То же самое можно сказать и про иностранных инвесторов, которые всё чаще при принятии решения о вложении в ту или иную компанию учитывают её влияние на экологию. Также необходимо сказать про экотренды, которые прочно закрепились на рынке недвижимости — причём как городской, так и загородной. Сегодня выигрывает тот застройщик, который вместе с квадратными метрами предлагает ещё и сопутствующую инфраструктуру".
Денис Величенков, директор службы адаптации продукта Управления по региону Санкт-Петербург Группы "Эталон" подтверждает, что такая тенденция на рынке недвижимости существует. В качестве примера он приводит конкретный кейс: "Проект ЖК Botanica получил золотой сертификат Green Zoom. Мы доносили до клиентов, что у нас есть энергоэффективный дом, и мы можем это доказать, — и это действительно являлось одним из факторов при принятии решения о покупке".
Потребительские тренды влияют и на появление новых "фишек" в ретейле. Например, крупные сети включают в свои программы рекомендации для поставщиков проходить экосертификацию, а также особые способы выделения экологически предпочтительных товаров на полках или в маркетплейсах. Об этом рассказала Юлия Грачёва, кандидат биологических наук, директор Экологического союза, член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN), руководитель центрального органа системы экологической сертификации "Листок жизни". Эксперт также пояснила: "Экомаркировка — это рыночный инструмент. Мы не говорим о каком-то государственном регулировании, мы говорим о рынке и тех потребителях, которые уже сейчас готовы покупать экологически предпочтительную продукцию — и таких потребителей становится всё больше. Компания получает необходимое доказательство того, как транслировать свою экологичность на рынок".
Возможности для бизнеса создаёт не только сам тренд на "экоответственность", но и формирующиеся вокруг него механизмы поддержки. Генеральный директор Центра развития промышленности Ленинградской области Вера Штокайло рассказала, что буквально в конце апреля 2021-го на базе организации был создан "Клуб экспортёров" — и одним из направлений, которому будет уделено особое внимание, является вопрос внедрения "зелёных" технологий. Для членов клуба до конца года состоится несколько встреч по данной теме. Такое решение Вера Штокайло объяснила растущим интересом предпринимателей.
Если мы раньше говорили о тренде внедрения европейских "зелёных" технологий у нас на предприятиях, то сейчас мы видим, что компании заинтересованы в применении технологий, обсуждении опыта, возможностей, нормативно-правовых актов, которые изменяются.
Вера Штокайло
генеральный директор Центра развития промышленности Ленинградской области
Выгоду экологической ответственности демонстрирует растущее количество бизнес-проектов, считает Анастасия Михальченко, директор ГКУ "АЭРЛО", представитель АСИ по направлению "Предпринимательство и технологии" в Ленинградской области: "Год назад даже ещё не было "подхода к снаряду", а уже сейчас у нас есть готовые проекты, наработки, обсуждения и интересанты, самое главное. И если раньше на сопровождении в агентстве проектов сине-зелёной экономики было "ноль", то уже сейчас у нас порядка 10 проектов: 3 ветроэлектростанции и проекты по переработке промышленных отходов. В феврале прошла российско-германская конференция по инвестиционному климату — крупнейшее мероприятие в этой сфере для обеих стран. В ней участвовал губернатор Ленинградской области и там анонсировал, что регион заинтересован в развитии проектов в сфере производства зелёного водорода и его продажи как на территории региона, так и на экспорт".
Эксперт также напомнила, что в этом году на региональном уровне в Ленобласти принят СПИК 2.0 — это позволяет получить налоговую льготу при включении в реестр Минпромторга "Новые технологии". Кроме того, в апреле началось обсуждение целесообразности создания "Клуба стратегических инициатив СПб и ЛО" для повышения эффективности взаимодействия двух субъектов. Важным направлением сотрудничества указано развитие "зелёной" экономики.
Ложка углеродного следа
Впрочем, среди стимулирующих факторов есть и те, что относятся к разряду "кнута". Необходимость соблюдения экологического законодательства РФ никто не отменял.
У нас существует плата за негативное воздействие на окружающую среду. Т.е. если ты производишь выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты, осуществляешь захоронение отходов. За всё это вносится плата. Соответственно, если ты можешь эти параметры минимизировать, то плату ты вносишь меньше. Кроме того, у нас идёт реформирование системы обращения с отходами в стране. И в принципе, появились такие понятия, как нормативы утилизации, которые из года в год становятся всё жёстче.
Александр Кучаев
заместитель председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
При этом, существует и некоторая подмена понятий, рассказал Алексей Горланов, депутат МО по Курортному району, кандидат в депутаты ЗакС от ЛДПР, например, это касается подходов и проходов к Финскому заливу: "С одной стороны, есть Водный кодекс, который гарантирует каждому гражданину беспрепятственный доступ к полосе водного объекта, а с другой стороны — есть огромные земельные участки, застроенные ресторанными и жилыми комплексами, которые закрывают доступ к воде людям, которые приезжают на отдых в Курортный район". Пока проблема не нашла своего решения.
Впрочем, Александр Кучаев также говорит, что в регионе есть ответственные представители крупного бизнеса, которые не просто соблюдают нормативы — их показатели лучше требуемых. Эти компании зачастую имеют чёткий график мероприятий экологической направленности. И вполне конкретные цели. Так, например, в планах аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России к 2025 году добиться углеродно-нейтрального статуса. Впрочем, у компании уже набрался внушительный портфель кейсов по наращиванию экологичности.
Забота об окружающей среде является непосредственно важным обязательством не только руководства, но и каждого сотрудника нашей компании и всех наших поставщиков и партнёров. И когда мы говорим про экологическое равновесие, мы концентрируемся на снижении выбросов парниковых газов, контролируемом потреблении воды, переработке и утилизации отходов, повышении энергетической эффективности.
Денис Ефимов
руководитель региона Север аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России
Сократить потребление воды и электроэнергии помогает схема "учёт, контроль и анализ данных", а также современные энергосберегающие технологии. Ещё один крупный проект компании — "зелёные" офисы — уже не просто набор отдельных мер, а неотъемлемая часть устойчивого развития предприятия и эффективный инструмент вовлечения сотрудников.
В 2019 году ФМИ в России начали проект по утилизации электрической системы нагревания табака IQOS. В фирменных магазинах Qstore принимают как уже неиспользуемые комплекты устройств, так и их отдельные элементы — они перерабатываются на заводе, который недавно был открыт партнёром компании в Ярославской области.
"Для нас этот проект очень важен: он демонстрирует, что не только сам производитель, но и потребители понимают свою ответственность и готовы участвовать в процессе переработки старых устройств", — отметил Денис Ефимов.
Конечно, такие весомые проекты — прерогатива крупного бизнеса. Но малый и средний тоже имеет возможность проявить себя как экологичный. Один из вариантов — присоединение к волонтёрскому движению. Есть и другие решения из серии "простых шагов": отказ от пластиковой посуды, выбор светодиодного освещения и т.д. К тому же, "зелёный" офис тоже может стать определённым конкурентным преимуществом.
Для галочки
Исполнительный директор Союза "Ленинградская областная торгово-промышленная палата" Игорь Муравьев считает, что, на самом деле, многие малые и средние предприятия региона уже сегодня в силу возможностей вносят свой вклад в сохранение экологического равновесия. Он также говорит, что важна роль руководителя и самого коллектива, а также просветительская деятельность. "Необходимо соблюдение хотя бы существующего законодательства в полном объёме и контроль за этим выполнением, не просто декларативный, — добавляет Игорь Муравьев. — И плюс помощь и различные преференции, не обязательно даже финансового характера, особенно для МСБ".
В свою очередь, Роман Ишмухаметов, сопредседатель Промышленного комитета СПИБА, юрист Baker McKenzie полагает, что масштаб трансформации бизнеса движется по экспоненте. "Я бы сказал, что идёт такая огромная ESG-гонка, которая, связана не только и не столько с регулированием, а это такой маховик: инвесторы давят на компанию, компания давит на своих контрагентов, на компанию опять же давит банк, на который давит регулятор и т.д. И это маховик, который очень сложно раскрутить назад", — говорит эксперт.
Роман Ишмухаметов также замечает: "Мы очень много слышим про тренды — по крайней мере те, кто следит за тем, что происходит в мире. И все тренды складываются в значительной степени из конкретных бизнес-проектов, поэтому роль бизнеса однозначно якорная. Всё в совокупности можно назвать российской зелёной модернизацией — да, безусловно, есть риски, есть дополнительные затраты, но одновременно это огромное количество бизнес-возможностей, причём для бизнеса не только крупного, но и маленького". Наличие тренда уже никто не отрицает — и успеть примкнуть к этой ESG-гонке лучше в тот момент, когда уровень выгод максимален.
Материал подготовлен по итогам круглого стола "ДП"