Фото: Trend/Евгений Иванов
Фото: Trend/Евгений Иванов

Рейтинг социальной ответственности — 2021

9080
dp.ru
1 июня 2021, 10:14

Редакция специальных проектов предлагает вашему вниманию совершенно новый для Петербурга продукт — Рейтинг социальной ответственности. Главная его фишка — сразу три рейтинга в одном приложении. Касаются они разных аспектов большой проблемы, потому и объединены под одной обложкой. Первый — главный рейтинг. Два вспомогательных: социальных и экологических практик.

Выражение про то, что бизнесу нужно быть "социально ответственным", уже давно стало мемом. Однако законодательно закреплённого перечня, что именно должна делать компания, чтобы с полным правом именоваться таковой, в России нет до сих пор. Раз так, неудивительно, что спектр направлений корпоративной социальной ответственности (КСО) весьма обширен. Так что если учитывать "всё–всё–всё", то победителями в наших рейтингах неминуемо стали бы те, у кого годовые отчёты толще. Однако для нас суть КСО в широком смысле — про работу на перспективу, про взгляд в будущее, которые проявляются в конкретных делах или чётко обозначенных планах уже сегодня. Этот общий посыл и обусловил основной критерий в трёх сегодняшних рейтингах. Ещё один критерий — позиция профессионального сообщества. В работе над продуктом участвовали 10 уважаемых в Петербурге организаций. Их эксперты скрупулёзно и беспристрастно оценивали кейсы, представленные компаниями. И я ещё раз благодарю всех арбитров.

В финале подчеркну главное. В наших рейтинговых таблицах точно нет одного — проигравших. И места в данном случае не так важны. Все компании, откликнувшиеся на наш призыв, — это лидеры в деле социальной ответственности. Да, каждый понимает её по–своему, но всё равно проводит большую и значимую работу. Которая, на наш взгляд, обязательно должна быть видна обществу. А значит, "ДП" продолжит подготовку этого рейтинга, и сам он станет ежегодным.

Артемий Смирнов, руководитель Редакции специальных проектов

Как мы считали

Перед вами первая попытка системно оценить соцответственность петербургских компаний. Отбор проходил в два этапа, и многое зависело от готовности самих компаний говорить на эти темы.

Hа первом этапе редакция отобрала 80 крупнейших по выручке компаний Петербурга и Ленинградской области. Мы попросили каждую из них кратко охарактеризовать ключевые цели социальной политики, обозначить "социальные" инвестиции (если возможно), а также прислать нам два лучших кейса: в сфере социальной ответственности и отдельно — в сфере экологии. Те, кто ответ не прислал, в рейтинг не попали, ибо мы полагаем, что информационная открытость — тоже элемент корпоративной социальной ответственности.

Кейсы считались отдельно (их оценку мы доверили компетентному жюри). Для основного рейтинга мы анализировали ответы компаний о ключевых направлениях их деятельности. Поскольку не всегда комментарии были достаточно полными, редакция также анализировала публичные отчёты компаний и их информационные порталы. Всего мы выделили пять ключевых направлений для оценки.

Первый критерий — это открытость инновациям. Максимальное количество баллов присуждалось за наличие партнёрства с вузами, полноценной акселерационной программы и совместных инновационных проектов.

Второй критерий — производительность труда. Максимальное число баллов присуждалось за конкретные планы по повышению производительности труда, наличие программ автоматизации и переобучения персонала.

Третий критерий — партнёрство с органами госвласти. Максимальное число баллов получили компании, заключившие социально–экономическое соглашение с региональными правительствами, которое предполагает конкретные результаты работы.

Четвёртый критерий — наличие благотворительных проектов. Максимальные баллы получили компании, имеющие постоянные социальные программы, ориентированные на развитие человеческого капитала (мы выбрали сферы образования и здравоохранения). Разовые акции либо акции, выходящие за рамки этих двух сфер, получали меньше баллов.

Наконец, пятый критерий — "зелёная" ответственность компаний. Самое большое число баллов получили те компании, которые регулярно отчитываются о вредном воздействии на окружающую среду, а также ставят конкретные цели по его снижению.Дополнительные баллы присуждались компаниям за наличие полноценного отчёта об устойчивом развитии, а также за присланные в редакцию кейсы социальной и "зелёной" ответственности.

Со всеми материалами, подготовленными в рамках Рейтинга социальной ответственности, можно ознакомиться здесь .