Ловцы ветра: перспективы "зелёного" будущего России

Российские власть и бизнес решают кейс о европейской "зелёной повестке". Бонусом — возможность показать отметку о снижении углеродных выбросов.

Осенью ожидается принятие законопроекта об обращении "зелёных сертификатов" — документов, подтверждающих использование электроэнергии, сгенерированной "чистыми источниками", например ветрогенераторами. По замыслу авторов, эта система должна принести средства для развития ВИЭ в стране, а экспортёрам — помочь преодолеть "экологические барьеры" для поставок продукции в Европу и гордо предъявлять электронный листок как доказательство заботы об экологии. Однако картина содержит огрехи уже на этапе наброска.
Суета по введению "зелёных сертификатов" возникла после того, как ЕС объявил о планах облагать импортёров трансграничным углеродным налогом, чтобы защитить своих производителей и мотивировать их соблюдать экологические нормы. И всё в угоду Green Deal, который задумал сделать Европу углеродно нейтральной аккурат к 2050 году. Вся "зелёная чехарда" сулит производителям нашим и не нашим одно — большие расходы. По подсчётам KPMG, в самом негативном сценарии российские поставщики понесут 50,6 млрд убытков до 2030 года, если налог введут уже в 2022–м. Если налогообложение заработает в 2028–м — 6 млрд евро за 3 года.
Таким образом, "зелёные сертификаты" — попытка России если не обойти, то хотя бы смягчить удар от инициативы ЕС. Как при этом российская и европейская системы синхронизируются — один из главных вопросов. "Поверит ли Европа российским “зелёным сертификатам”, зависит в большей степени от развития взаимоотношений между РФ и ЕС, чем от качества этих сертификатов. Если российские производители, продукция которых значима для европейских стран, будут массово использовать “зелёные сертификаты”, то Евросоюзу придётся идти на компромисс в любом случае", — говорит директор Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Сергей Воробьёв.

Утром — бумажка, вечером — ветряк

Следующая задачка — volens nolens, но строить систему "экогенерации". Сейчас доля ВИЭ в энергетике России достигла 0,3%, а к концу 2024 года, по прогнозам, составит около 1%. В Европе эта часть составляет 38%. Как нетрудно догадаться, чтобы создать систему почти с нуля, нужны деньги. Много денег.
По планам, выдачу–продажу "зелёных сертификатов" будет осуществлять единый оператор — НП "Совет рынка", что прописано в законопроекте. "Именной" документ с указанием объёма использованной предприятием чистой энергии за год будет в электронном виде.
Вырученные средства, в идеале, должны использоваться как источник возврата инвестиций в строительство ВИЭ–генерации для производителей энергии. "Нет никаких гарантий, что дополнительный приток средств в отрасль пойдёт полностью или в значительной степени именно на инвестиции в ВИЭ–генерацию", — отмечает Сергей Воробьёв. Председатель Российской ассоциации ветроиндустрии (РАВИ) Игорь Брызгунов считает: чтобы "шалость удалась", надо реформировать правила как оптового, так и розничного рынков электроэнергии: "Несмотря на то что сертификат эмитируется от имени генератора электрической энергии ВИЭ, его стоимость не зависит от стоимости выработки или цены продажи этой электроэнергии, он является, по сути, ценной бумагой, “маркером” электроэнергии, реализующимся по собственной цене. Для того чтобы такая система стала стимулом развития ВИЭ, должна быть создана система двусторонних договоров продажи энергии, напрямую связывающая генератора энергии ВИЭ и покупателя этой энергии".
Кроме того, эксперты сомневаются и в объёмах этих предполагаемых средств — пока расчёты стоимости и спроса на сертификаты не дают надежд, что ветряками заполонятся обширные просторы страны. "Стоимость сертификатов не позволит использовать их в качестве возврата инвестиций. Большая ликвидность сертификатов на рынке (учитывая все источники — порядка 415 млн МВт•ч), превышающая потенциальный спрос (порядка 224 млн МВт•ч) в 2 раза, приведёт к обесцениванию сертификатов. Учитывая мировой опыт и цены на сертификаты происхождения, их стоимость в Европе не превышает 1 евро / МВт•ч (от ВЭС). В России при двукратном превышении предложения над спросом цена на сертификаты составит не более 50 руб. / МВт•ч", — приводят данные в Ассоциации развития возобновляемой энергетики.
Тем не менее необходимые финансы уже найдены там, где они обычно берутся на любые масштабные проекты, — в государственной казне. В Минэнерго пообещали поддержку. "Основные параметры — это 350 млрд рублей поддержки до 2035 года, порядка 6,7 ГВт ввода установленных мощностей мы ожидаем", — заявил замминистра энергетики РФ Павел Сниккарс. Поживятся на "зелёной линии" и банки, к которым инвесторы ожидаемо придут за ссудой на оборудование.

Тонкости закапывания

А что же покупатели "зелёных сертификатов"? Заплатив за документ, они смело могут предъявлять потребителям своих товаров, что последние произведены с использованием чистой энергетики. Но более важно, что объёмы CO2, не попавшие в атмосферу планеты, будут фигурировать как кейсы по следованию экологической повестке в корпоративных отчётах. Однако в законопроекте о "зелёных сертификатах" есть интересный пункт: "“Зелёный сертификат” может передаваться как вместе с продажей электрической энергии, в связи с производством которой был выдан данный “зелёный сертификат”, так и независимо от такой продажи".
"Вот где собака зарыта!" — воскликнем мы. Бумажка об экологичности есть, а как на самом деле это проверить? "Нельзя сказать, что здесь есть какой–то обман. Компания, которая не использовала электроэнергию, полученную в результате ВИЭ–генерации, но приобрела “зелёный сертификат”, по сути, субсидирует таким образом развитие возобновляемой энергетики", — принимает сторону бизнеса Сергей Воробьёв. Однако прокатит ли такое объяснение на европейских границах?
"Например, можно выдавать сертификаты в обмен на инвестиции российских компаний в российские же леса — но нужно убедить ЕС, что инвестиции в леса в России действительно работают. ЕС всегда может сделать вид, что леса в России администрируются неправильно и эти вложения засчитывать не нужно. Аналогичным образом сертификаты могли бы выдаваться при использовании низкоуглеродной энергии российских АЭС и ГЭС — но и здесь ЕС может придраться, заявив, что их новые стандарты Green Deal не трактуют атомную энергию и энергию крупных ГЭС как в достаточной степени “зелёную”. Помимо идеологических “зелёных” деклараций и пафоса ЕС ещё и хочет собрать денег с экспортёров товаров в Евросоюз и так просто от этой цели не откажется. Так что пути приспособления к трансграничному углеродному налогу ЕС ещё нужно отрабатывать", — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.