Калининград пообещал бизнесу "лучшее, что есть в стране"

Автор фото: Валентин Беликов

Калининградская область ещё до пандемии стала новым регионом–миллионником на Северо–Западе. Область растёт не только за счёт численности населения, но и экономически. Бизнесу здесь тоже рады.

В дни проведения Петербургского международного экономического форума "Деловой Петербург" провёл круглый стол с главой российского эксклава. С губернатором Калининградской области Антоном Алихановым пообщались представители бизнеса и деловых объединений Северной столицы. И начался разговор с развенчания мифов: мол, любят петербургские предприниматели порассуждать о том, что никакой особой экономической зоны в Калининграде нет. "И делают это ровно для того, чтобы все инвестиции оставались в Ленинградской области и Петербурге", — сказал Антон Алиханов.
Однако особая экономическая зона (ОЭЗ) в Калининграде не просто существует, с 2018 года она вбирает в себя "всё лучшее, что есть в стране". Речь о налоговых льготах и для ТОР, и для ТОСЭР, и для ОЭЗ — в Калининградской ОЭЗ всё это действует одновременно.
По словам Алиханова, спрос наблюдается серьёзный, поэтому и "пороги входа" в ОЭЗ для бизнеса существенно снижены: объём капиталовложений для IТ–компаний, например, составляет всего 1 млн рублей в течение 3 лет. При этом законодательные гарантии неизменности условий бизнеса — стабилизационная или, как её принято называть, "дедушкина оговорка", как в новом законе о СЗПК (соглашениях о защите и поощрении капиталовложений), — в Калининградской области действуют с момента основания ОЭЗ в 2005 году.
"То есть у нас всё это уже давным–давно присутствует", — подчеркнул Антон Алиханов.
За 3 года существования обновлённой калининградской ОЭЗ в ней появилось столько же резидентов, сколько за все предыдущие 12 лет.
Всего их уже 260, в том числе такие гиганты, как холдинг "Автотор", компания "Содружество" (крупнейший производитель и экспортёр масличных культур в Европе), холдинг GS Group.

Дороги лучше, чем много где

Калининградская область — особый регион России, находящийся в середине Евросоюза: до Берлина на автомобиле отсюда 6 часов езды, причём дороги в Калининградской области, по мнению Антона Алиханова, если и не такие, как в Германии, то "лучше, чем много где в Российской Федерации".
Дорожным строительством в регионе занимаются многие компании, в том числе из Петербурга, а петербургское "Возрождение" — один из резидентов калининградской ОЭЗ.
"Несмотря на то что многие питерские компании присутствуют в регионе, мы для себя приняли решение: для того чтобы работать в Калининградской области, прежде всего надо стать местными: пришли в регион в 2019 году и зарегистрировали компанию, набрали местный персонал, платим там налоги, и это нам существенно помогает в конкурентных взаимоотношениях. Мы не временщики, а пришли в регион всерьёз и надолго", — отметил генеральный директор НП ГПСК "Возрождение" Максим Яровой. На территории технопарка "Каменка" под Зеленоградском компания создала своё производство и начала применять в дорожном строительстве фибробетон. Первую дорогу с использованием фибробетона отремонтировали в Калининградской области в прошлом году, опыт строительства таких дорог региональные власти сочли успешным.
Чтобы интерес резидентов ОЭЗ со стажем к деятельности на территории Калининградской области не угасал, им продлят льготы по страховым взносам, действие которых ранее ограничивалось 2025 годом. Теперь предложено пролонгировать их действие на 10 лет с момента основания компании — соответствующие поправки в закон о калининградской ОЭЗ могут быть приняты уже в ходе осенней сессии Госдумы, рассчитывает Антон Алиханов.

Нюансы эксклавности

Встроенность в транспортную инфраструктуру Европы калининградский губернатор называет в числе ключевых преимуществ региона. В Калининградской области активно пользуются тем, что единственные в стране имеют два формата железнодорожной колеи. "В прошлом году, например, мы в 5 раз увеличили объём перевозки контейнерных грузов из Китая в Европу и обратно, причём половина из этих грузов доезжала до порта, где перегружалась на фидерные суда и дальше уже морем доставлялась до европейских портов", — рассказал Антон Алиханов. Грузоперевозки по "системе Шёлкового пути" в 5 раз быстрее (везти грузы из Европы в Китай морем — до 60 суток, через Калининградскую область — до 12 суток) и открывают дополнительные возможности для логистических компаний.
Однако у эксклавного региона, вся территория которого — свободная таможенная зона, много именно таможенных проблем.
Председатель комитета по инновациям Санкт–Петербургского регионального отделения "Деловой России", руководитель транспортно–логистической компании "Восход" Юрий Ковалёв пожаловался на таможенное администрирование транзитных грузов и поинтересовался перспективами корректировки таможенных регламентов.
Руководитель направления по работе с органами госвласти X5 Group Ольга Волкова обратила внимание на очереди на таможне. В прошлом году X5 Group открыла первые магазины в регионе, и Калининградская область сразу стала рекордсменом по количеству поставщиков для компании, однако время нахождения грузов на границе серьёзно влияет на ценообразование.
Антон Алиханов признал, что эти проблемы требуют решения, и дело не только в таможне: для региона чувствительны регламенты работы и сокращения персонала всех контрольных служб на границе.
Изменит ситуацию к лучшему ввод в строй нового МАПП "Дубки" на севере Калининградской области, рассчитанного на 4 тыс. автомобилей в сутки: со стороны России он уже полгода как построен, дело за литовской стороной.

Круизы из Петербурга

Ожидает петербургский бизнес и скорейшей достройки международного морского терминала в Пионерском, который будет способен принимать круизные и грузопассажирские суда. Руководитель отдела стратегического и маркетингового консалтинга Института проблем предпринимательства Максим Безлепкин поинтересовался, когда же Калининград можно будет наконец включить в маршруты круизного туризма.
Порт в Пионерском — федеральный объект, напомнил Антон Алиханов. Достроить его возможно за полтора года, если начать работы прямо завтра, но всё зависит от Минтранса и "Росморпорта", а также от того, как скоро определится новый подрядчик. Словом, раньше летнего сезона 2023 года круизные лайнеры из Петербурга с зарубежными туристами на борту в Пионерском ожидать не приходится. Но бизнес ждёт, "его трясёт в хорошем смысле от ожидания", заверил калининградский губернатор. Рядом есть что посмотреть даже за время небольшой остановки: здесь и игорная зона, и Светлогорск, и велодорожки — Балтийское большое побережье.
"Мы не сомневаемся, что это будет пользоваться спросом. Понятно, что Петербург может позволить себе гораздо больше, в том числе в плане судоходной компании. А мы можем быть и поскромнее", — отметил глава Калининградской области.