Только для избранных: заработать на ПМЭФ удалось не всем

В выигрыше рестораны и гостиницы люксового сегмента. Масс–маркету едва удалось урвать небольшой кусок пирога.

Участие в форуме 2021 года приняли 13 тыс. человек из 140 стран. В деловой программе были представлены 11 тыс. российских и иностранных компаний. Для сравнения: в допандемийном 2019 году на ПМЭФ приехали 19 тыс. человек.
"В этом году, учитывая беспрецедентные меры безопасности, мы старались всеми способами ограничить количество участников, потому что в моменте нам Роспотребнадзор разрешил только 5 тыс. участников", — рассказал на итоговой пресс–конференции советник президента РФ, ответственный секретарь оргкомитета ПМЭФ Антон Кобяков.
Тем не менее индустрия гостеприимства, до сих пор страдающая от последствий прошлогоднего локдауна и продолжающихся коронавирусных ограничений, рассчитывала в первые июньские дни на дополнительную прибыль. Но повезло не всем.
Некоторые участники гостиничного рынка соглашаются, что в период ПМЭФ спрос был высоким: любое массовое событие так или иначе этому способствует и влияет на выручку. При этом для компаний важно заранее получать информацию, чтобы рационально распределять ресурсы и контролировать ценообразование.
"Период ПМЭФ стал периодом высокого спроса. Однако ввиду особенностей ковидного года спрос активизировался только в последние 2 недели перед началом события. Конечно, в такой короткий период нам сложно было предложить гостям большое количество номеров. Поэтому 2019 год я могу назвать более эффективным с точки зрения продаж, так как планирование и прогнозирование были более прозрачными и ясными", — рассказала "ДП" генеральный директор гостиницы "Адмиралтейская" Ольга Киселёва.
Подводя итоги форума, представители гостиничного бизнеса заявляют, что спрос между разными сегментами распределился неравномерно. Говорить о реальном значении подобных мероприятий для компаний можно, только если речь идёт о "крупняке".
Сопредседатель комитета по туризму и гостиничному бизнесу AmCham Санкт–Петербург Яков Адамов обращает внимание на то, что основной поток гостей достался пятизвёздочным отелям и части четырёхзвёздочных, а это совсем небольшой процент рынка. При этом в сегменте "четвёрок" цены на номера были в 2 раза ниже средних тарифов, установленных в 2019 году.
"Гостей на ПМЭФ в этом году было значительно меньше, чем 2 годами ранее. Номера продавались и по 20 тыс. рублей, и по 8–9 тыс., причём бронировать их можно было день в день. Гостиница “Прибалтийская”, отель “Введенский” — все продавались до последнего, потому что полная заполняемость не была достигнута. У нас во время ПМЭФ было продано около 70–80% номеров", — говорит Адамов.
Но и среди "пятёрок" во время подготовки к ПМЭФ не все планировали сильно улучшить бизнес–показатели. Компаниям скорее хотелось выйти на уровень 2019 года. В отеле "Астория" накануне форума говорили, что не планируют особого роста выручки. Положительную динамику там ожидали увидеть не раньше конца 2022 года. Директор по продажам и маркетингу отеля "Астория" Екатерина Андреева также отмечала, что обычно после окончания одного форума гости сразу начинают бронировать номера на следующий.

Выгодная география

Схожая ситуация сложилась у ресторанов. На весь общепит участников форума, понятное дело, не хватило.
"У крупных заведений — Birch, Nordic, Bourgeois Bohemians, ресторанов Дмитрия Блинова, “Пробки” Арама Мнацаканова — спрос, конечно, вырос. Небольшие сетевые рестораны зарабатывали по географическому принципу: кто находится по пути, к тому и идут гости. Обычно во время ПМЭФ выручка заведений увеличивается на 20–30%, но это доковидные цифры", — отмечает глава представительства Федерации рестораторов и отельеров в Санкт–Петербурге Леонид Гарбар.
"Для масс–маркета такие события, как этот форум, погоды не делают, — указывает генеральный продюсер Национальной ресторанной премии Wheretoeat Ирина Тиусонина. — Если модные и раскрученные рестораны и отели в эти дни были забиты, то остальному общепиту намного интереснее будет работать во время Евро–2020".
"Выручка увеличилась у ресторанов, которые имеют статус “средний плюс” и находятся в центре города. Мы в этом году обслуживали форум, но не были хедлайнерами — ресторан Ognivo принимал небольшие делегации (6–8–12 человек), у нас проходили больше частные мероприятия, нежели корпоративы", — поделился с "ДП" ресторатор Андрей Перцев.

НДС с плеч долой

Впечатлениями от деловой программы форума участники рынка особо не делятся, в качестве слушателей там побывали далеко не все. Помимо дороговизны пакета участника на это повлияло и то, что параллельно с ПМЭФ в Сочи проходил профильный фестиваль GASTREET–2021.
Однако за актуальными для рынка новостями эксперты следили. Наиболее активно продолжает обсуждаться тема отмены НДС для ресторанов с выручкой менее 2 млрд рублей в год. Основатель и руководитель Gastro Norma Данил Герасимиди отмечает, что заявление президента Владимира Путина имеет значение практически для всех рестораторов. Ведь по обороту сети маленьких объектов приравниваются к крупным.
"Новость об отмене НДС — лучшее, что могло произойти. У меня недавно прорабатывался большой ресторан. И проектирование было приостановлено заказчиком. Он посчитал, что бизнес–модель из–за налогов становится невозможной. После заявления президента очевидно, что всё изменилось", — рассказывает Герасимиди.