Петербургских градозащитников поставили в зависимость от Москвы

Автор фото: Сергей Коньков

Федеральный совет ВООПИиК утвердил новый устав. Он усиливает контроль Москвы над петербургскими градозащитниками.

"Устав был принят в новой редакции, там есть серьёзные изменения", — рассказала "ДП" почётный председатель федерального ВООПИиК Галина Маланичева.
По её словам, документ скорректировали в соответствии с законом об общественных объединениях после консультаций в Минюсте. В результате — более чётко прописана организационная структура общества, что порождает определённые обязательства. Отныне кандидатуры участников отчётно–выборных конференций в регионах (наподобие той, где недавно переизбрали руководство петербургского ВООПИиК, см. "ДП" № 53 от 19.04.2021) должны согласовываться с центральным советом.
"Принадлежность к организации означает и принадлежность каждого руководителя к Всероссийскому обществу. Мы не какое–то вольноопределяющееся движение, а действительно всероссийская организация", — объяснила она. По её мнению, такой подход повысит ответственность как центральных органов ВООПИиК, так и региональных.
Но петербургские градозащитники привыкли к самостоятельности.
"Для нас, для петербургского отделения, съезд прошёл очень негативно, потому что наши поправки к проекту устава не были даже рассмотрены", — сказал "ДП" делегат от петербургского ВООПИиК депутат ЗакСа Алексей Ковалёв.
По его словам, региональное отделение предлагало к проекту устава 12 поправок. Например, о том, чтобы полномочия заместителей председателя определял президиум, а не сам председатель.
"Мы против чрезмерной централизации общества. Мы против того, чтобы нам навязывали схему управления, где всем воротит председатель, и хотели более демократичной системы. С введением в силу этого устава ВООПИиК в нашем городе очень скоро перестанет быть градозащитной организацией" — считает Ковалёв.
Маланичева не соглашается с тем, что поправки из Петербурга не были рассмотрены: она говорит, что значительная часть из них были интегрированы в проект ещё до вынесения его на совет. Что же касается остальных, то общество и не обязано рассматривать каждую по отдельности.
"Мы не законодательный орган. Идти по каждой поправке — это немножко не является сутью подготовки и принятия решений общественной организацией", — добавила почётный председатель.
Зампредседателя совета петербургского ВООПИиК Александр Кононов рассказал "ДП", что в распоряжении его отделения окончательной редакции устава пока нет, а всё зависит от конкретных формулировок.
"Та концепция, которая была изначально, для наших коллег в петербургском отделении представлялась излишне централизованной. Решение петербургского президиума (об этом) было принято единогласно", — отметил Кононов. Ему понятно желание центрального совета ВООПИиК лучше контролировать и иметь влияние на региональные отделения, потому что в них бывают ситуации, обратные петербургской.
"Не будем скрывать, что в некоторых региональных отделениях так сложилось, что фактически у руководства находятся люди, ориентированные полностью не на защиту памятников, а на помощь местным застройщикам и администрациям", — отметил он. В действующей редакции устава у федералов не было серьёзных рычагов влияния на региональные отделения, их можно было только пожурить. Но, с другой стороны, если организация будет представлять собой монолитную вертикаль, на неё легче надавить по этой вертикали. Да и довольно сложно руководить из Москвы 60 региональными отделениями, говорит Кононов.
Добавим, что за своими структурами на местах стали пристальнее наблюдать и в ИКОМОС (см. "ДП" № 29 от 01.03.2021).