Welcome изо всех сил: рынок туризма может только мечтать о возрождении

Автор фото: shutterstock

Петербургская сфера туризма пострадала от пандемии более заметно для публики, чем другие отрасли экономики. По крайней мере, её проблемы наглядны.

Границы закрыты, самолёты отменены. Впрочем, страстное желание людей рвануть куда–нибудь из родного города даёт шансы на довольно быстрое восстановление — как только возможности для путешествий хотя бы приоткрываются. Характерно, что как только президент России объявил нерабочими майские дни, чтобы "сохранить тенденцию нераспространения коронавируса", сайт РЖД "упал" под напором желающих купить билеты.
Эксперты сетуют, что 2020 год стал худшим в истории въездного туризма в Россию. По данным национальной Ассоциации туроператоров, из–за пандемии РФ потеряла 96% въездного турпотока относительно 2019–го. За год в страну въехало 335,8 тыс. иностранцев, почти все — в I квартале.
Петербургский туризм также продемонстрировал впечатляющее падение. В 2020–м город посетили 2,9 млн туристов, из которых 2,4 млн — россияне. По сравнению с 2019 годом объём въездного турпотока сократился более чем на 70%. COVID сорвал победную динамику роста показателей турпотока. Ведь ещё в 2005 году в Смольном мечтали о 5 млн туристов в год — в 2019–м приехали 10,4 млн, из них 4,9 млн — иностранцы.
В среднем прирост за год составил 26,8% (иностранные — 25,6%, российские — 27,9%). Тут сыграли роль прошедший Мундиаль (после которого многие захотели вернуться на берега Невы), 14 новых авиарейсов, 23–я сессия Генассамблеи Всемирной туристской организации и электронные визы. То есть по итогам 2019–го общий объём вклада туризма в экономику Петербурга составил порядка 375 млрд рублей, доля туризма в ВРП — 4,4%, или 208,2 млрд рублей. Годом ранее в город приехали 8,2 млн человек, на 9,3% больше, чем в 2017–м.

Остановиться и осмотреться

Впрочем, поставленный на паузу турпоток дал отрасли возможность оценить, что вообще происходит и что с этим можно делать дальше. Статистический отчёт уполномоченных органов власти занимает три десятка страниц, но вкратце картина такова.
Одной из основных целей прибытия в Петербург остаётся культурно–познавательный туризм. В 2020–м город получил престижную премию "Всемирное лидирующее культурное направление", обойдя Париж, Лондон, Рим, Венецию, Нью–Йорк и Рио–де–Жанейро. Разработано более 200 маршрутов по Петербургу и окрестностям (простирающимся до Финляндии) — все они есть на официальном туристском портале города и доступны в специальном мобильном приложении.
Впрочем, власти города не оставляют попыток привлечь гостей в рамках развития других видов туризма. Например, событийного: проводят различные фестивали и праздники (огненный — "Рождественская звезда" в январе, масленичный — весной, цветочный — летом, а также духовых оркестров, ледоколов, мотоциклов и т. д.). Среди перспективных сегментов называют медицинский и свадебный туризм. Кроме того, Петербург на втором месте в России по объёму конгрессно–выставочного рынка. И даже в ковидном 2020–м отрасль не подкачала, организовав почти 500 ивентов и стремительно уйдя в онлайн и гибридные форматы.
Значительную помощь в восстановлении отрасли должна оказать программа туристского кешбэка — она позволяет получить 20% от стоимости поездки по России на карту "Мир", которой онлайн оплачивается отдых. Первый этап программы начался в августе (им воспользовались около 60 тыс. человек), второй — в середине октября 2020–го. Третий стартовал 18 марта 2021–го. Петербург — в лидерах популярных направлений. Так, по данным Юkassa, в эти майские праздники город в 9 раз обошёл остальные регионы по числу внутренних туристов — если судить по объёму платежей, проведённых через систему.

Цели определены, задачи поставлены

Смольный видит свою задачу в том, чтобы в Петербург приезжали люди с разными интересами и целями. Один из инструментов продвижения — информирование потенциальных туристов о безопасности отдыха, а также о высоком качестве услуг. Петербург первым в России присоединился к международной программе по обеспечению безопасного туризма — Safe Travels (безопасные путешествия). Теперь представители отрасли могут использовать единый для сферы гостеприимства знак Safe Travels SPb — он показывает клиентам, что все необходимые меры безопасности соблюдены.
Комитет по развитию туризма в 2021 году продолжит информационную кампанию и программу "Новая туристская и культурная география Санкт–Петербурга", направленную "на формирование новой организации городской гостевой среды и повышение возвратности туристов". Суть в том, чтобы рассказывать об инфраструктуре города для тех, кто уже успел посмотреть основные достопримечательности и посетить известные рестораны. Таким туристам предложат новые точки — галереи, общественные пространства, парки и библиотеки. Есть надежда на молодую аудиторию, которая не пойдёт за туром в агентство, а будет искать какие–то варианты цифровых продуктов. В этом направлении Петербург будет сотрудничать с Москвой, где наработки по молодёжному туризму уже есть.
В 2021 году Петербург ждёт прироста медицинского туризма — как минимум на 20%. Он включает любые цели лечения, в том числе и реабилитацию после коронавируса, поскольку курортные возможности Северной столицы достаточно широки — в городе 15 тыс. мест в санаториях и пансионатах. По данным городского Комздрава, в 2020 году в Петербурге более 96 тыс. иностранных туристов получили медицинские услуги на сумму почти 530 млн рублей. В 2019 году их число составило более 127 тыс., а сумма оказанных услуг — 874 млн. Падение по турпотоку в ковидный год составило 24%, по объёму услуг — 39%.
Ждут и притока свадебных туристов — комитеты по туризму и делам ЗАГС договорились совместно работать над этим. По логике, женихов и невест должны привлечь интерьеры петербургских дворцов и фоны для фотографий, а их гостей — достопримечательности и гастрономическое разнообразие ресторанного рынка города.

Светлое будущее

Туристический сезон в Петербурге в 2021–м стартовал совершенно официально и даже с помпой — полуденным пушечным выстрелом с Нарышкина бастиона. Смольный надеется на удвоение в 2021–м показателей по прибытию гостей — из России, конечно. Впрочем, участники рынка от оптимистичных прогнозов воздерживаются, в основном предлагая подождать и посмотреть, как пойдут дела. А вот в АТОР тоже рассчитывают на прорыв и уверены, что внутренний туризм в стране к концу года вернётся к докризисному уровню. Стимулами для этого станут как масштабные усилия властей регионов, так и ограничение возможностей путешествовать за пределы страны.
Деловой и событийный туризм должны быть на подъёме. Только что после годичного перерыва в город вернулся Петербургский экономический форум, своих гостей ждут матчи Евро. В отличие от других принимающих турнир городов, в Петербурге позволят заполнить стадион болельщиками на 50% от вместимости. То есть посетить футбольный матч смогут до 30 тыс. человек. А осенью гостей должен привлечь Культурный форум.
Встрепенулся и рынок труда. По данным HeadHunter Северо–Запад, работодатели из сферы гостинично–ресторанного сервиса в апреле опубликовали на 19% больше вакансий, чем месяцем ранее. Это почти в 2 раза превышает средний показатель рынка — активизация работодателей в Петербурге составляет +10%. Чаще всего ищут работников низового звена (официантов, хостес, поваров, работников кухни и пр.) в гостиницы и заведения общественного питания. Спрос же на квалифицированные кадры по–прежнему практически не увеличивается. Эксперты отмечают, что эти кадры временно покинули сферу туризма и вернуться пока не могут.
Особенно сильно пострадал сегмент гидов–переводчиков, спроса на услуги которых нет по понятным причинам. Предсказать, как будет возрождаться этот сегмент и что станет с качеством экскурсионного обслуживания в городе, эксперты пока не берутся.