Фото: Вдовин Сергей
Фото: Вдовин Сергей

Быстрый ответ: топ-спикеры ПМЭФ о новых глобальных вызовах

134
Редакция
16 июня 2021, 08:17

ПМЭФ часто не хватало конкретики. Заверения экономических властей "мы за всё хорошее и против всего плохого" нередко расходились с реальностью. В этом смысле зелёная повестка оказалась редкой возможностью поговорить по делу, а не переливать из пустого в порожнее заезженные тезисы о цифровизации. Есть глобальный вызов — нужен быстрый ответ.

Именно быстрый. Для сравнения: ещё в 2019 году экологии в повестке форума почти не было. Теперь же о "зелёном переходе" говорили везде. Даже панель по цифровым валютам нашла свой угол зрения на проблему: в токены и смарт–контракты легко зашивать информацию о всей цепочке поставок и верифицировать уровень углеродного следа.

Редакция обратила внимание на тему, когда это ещё не казалось мейнстримом: незадолго до ПМЭФ "ДП" выпустил свой первый "зелёный" рейтинг в рамках проекта о социальной ответственности бизнеса. Естественно, мы не могли не спросить и участников ПМЭФ их мнение о "зелёном переходе". Эксклюзивные ответы — вашему вниманию.

Сейчас мы находимся в точке между отставанием обратимым и отставанием необратимым. Да, сегодня у нас замечательный энергетический баланс, но если заглянуть внутрь, то практически весь нефтегазовый сектор работает на паросиловой технологии с КПД 36%, в то время как весь мир работает на парогазовой с КПД 75%. Германия уже объявила программу обнуления всей угольной генерации, Франция последнюю угольную станцию закрывает в следующем году. Россия находится в самой начальной точке. Преобразовывать придётся не только нефть, газ и уголь, но и химию, металлургию, сельское хозяйство, ЖКХ. Мы стоим в шаге от такой технической революции, которая, в моём понимании, сопоставима с промышленно–индустриальной революцией в XVIII веке. Начнётся глобальное перераспределение власти в мире, и те страны, которые войдут в этот переход, станут мировой элитой.
Анатолий Чубайс
Анатолий Чубайс
специальный представитель президента РФ
У нас очень серьёзные разработки по созданию новых судов, в первую очередь гражданских, на альтернативных видах топлива: сжиженный газ, электродвижение. Что касается электродвижения, прототипы уже есть, но тут многое зависит от заказчика. Мы работаем на перспективу. Вот завтра придут и скажут: ребята, что вы нам предложите? Будет, что предложить. Думаю, заказы могут появиться в перспективе ближайших 3–4 лет. Сейчас не очень охотно заказывают (не только у нас, но и за рубежом) сухогрузы на сжиженном газе, потому что те установки, которые есть сегодня, и то оборудование, которое сегодня разработано, несколько уменьшают объём трюмов для загрузки кораблей. Понятно, что бизнес в первую очередь ищет суда с большим объёмом — чем больше перевёз, тем больше заработал. Даже не то чтобы неохотно, но осторожно смотрят на такие вещи. Наша задача — как можно более компактно сделать решение, чтобы предложить изделие, которое будет востребовано.
Георгий Полтавченко
Георгий Полтавченко
председатель совета директоров АО "ОСК"
Тренд на зелёную экономику положительно будет влиять на развитие отношений с латиноамериканскими странами, потому что Россия и страны этого региона — страны–доноры. Наши экологические системы перерабатывают парниковых газов гораздо больше, чем производит экономика. И всё, что направлено на стимулирование стран принимать участие в обеспечении положительных эффектов природопользования, играет нам на руку. К сожалению, пока эта тематика не сильно привлекает инвесторов, но я думаю, что нам нужно с Латинской Америкой занять общую позицию по всем вопросам изменения климата, поскольку мы вместе его формируем — сибирские леса, леса Амазонки и наши гигантские природные потенциалы. Санкт–Петербург — традиционно столица Арктики, арктическая зона формирует климат во всей Евразии, а Латинская Америка примыкает к Антарктиде, то есть здесь у нас есть очень серьёзные поля сопряжения.
Сергей Глазьев
Сергей Глазьев
министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК
Климатическая повестка сейчас пронизывает насквозь все сферы жизни — и политику, и экономику, и социальную сферу. Это не разовая акция, это уже навсегда. Это для нас новшество, но Запад этим давно и живёт, и иногда манипулирует, но от этого нам не легче. "Зелёная" повестка связана с Петербургом непосредственно и напрямую — через биржу, где должны торговаться углеродные единицы. Но мы немного запаздываем с нормативной базой. Она почти сформирована, и когда вступит в действие, то будет понимание климатических проектов, углеродных единиц. И тогда Петербург сможет встроиться в мировую торговлю ими. Однако пока у нас нет мониторинга и корректных цифр по регионам. У нас есть понимание по ТЭКу, но субъекты федерации пока не обсчитывались. Чтобы было понимание по стране, нужно отдельно по каждому региону посмотреть баланс, количество выбросов.
Руслан Эдельгериев
Руслан Эдельгериев
советник и специальный представитель президента РФ
Мне кажется, у любого города в России есть большой потенциал развития "зелёной" экономики. Петербургу стоит обратить внимание на транспорт. Понятно, что московский вариант электробусов стоит денег, но можно развивать историю с "зелёными" трамваями. Бонус — комфорт жителей. Второе перспективное направление для Северной столицы — развитие "зелёного" строительства. У таких проектов, разумеется, есть свои сложности для застройщика. Сколько нужно вложить дополнительно на этапе застройки, чтобы снизить потери? Сможет ли покупатель приобрести недвижимость в таком доме? Здесь городу нужно помочь.Третья история, на которую стоило бы обратить внимание Петербургу, — использование вторичных материалов в дорожном строительстве. Теоретически их можно использовать и в строительстве домов, но с дорогами всё–таки проще — меньше требований к материалам. Уже есть компании, которые развивают это направление.
Алексей Мирошниченко
Алексей Мирошниченко
первый заместитель председателя, член правления ВЭБ.РФ