Неочевидная эффективность: что не так с крупными инвестпроектами в Ленобласти

Автор фото: Коньков Сергей
Автор фото: Коньков Сергей

На ПМЭФ Ленобласть блистала, подписав наибольшую сумму контрактов и поднявшись в рейтинге АСИ. Однако главную тему форума, увы, выдержала не вполне.

Ленобласть по сумме подписанных соглашений на ПМЭФ–2021 умудрилась обскакать всех — в том числе и Петербург. Администрация 47–го региона с гордостью подводит итоги — цифры в контрактах превысили 1,3 трлн рублей. Однако 65% этой суммы занимает соглашение, заключённое с ООО "Балтийский Химический Комплекс" (дочерняя компания АО "РусГазДобыча") — о строительстве газохимического кластера как части большого комплекса по переработке этансодержащего газа в Усть–Луге. Стоимость проекта — 868 млрд рублей. Всё предприятие позиционируется как самое мощное по объёму переработки газа в России (45 млрд м3 в год) и крупнейшее по объёму производства СПГ в Европе (13 млн тонн в год).
Помимо СПГ продукцией интегрированного комплекса будут этановая фракция, сжиженные углеводородные газы и пентан–гексановая фракция. Приоритетность проекта отмечает и глава региона. "Для Ленинградской области комплекс в Усть–Луге — проект номер один. Это инвестиции в новые технологии, в развитие энергетики, в решение стратегических задач страны. Своевременное решение о реализации проекта глубокой переработки газа на территории России означает, что доходы и налоговые отчисления пойдут в бюджеты нашей страны и региона для дальнейшего развития экономики и территории", — подчеркнул Александр Дрозденко.
"Что касается количества инвестиций, то главный подвох заключается в их реализуемости. Сходные проекты неоднократно анонсировались, а потом переносились, сокращались или вообще забывались", — объясняет доцент департамента финансов НИУ ВШЭ в Петербурге Иван Котляров. Тем не менее, по его словам, развивать нефтепереработку и нефтехимию в Ленинградской области — логичный шаг. Экспорт нефти и газа в силу специфики географического положения региона играет ключевую роль в его экономике. Однако значительная часть доходов от этого экспорта (не считая его логистического обслуживания) уходит за пределы субъекта. Появление нефтехимических производств позволит создавать в Ленинградской области локальную добавленную стоимость и получать дополнительные доходы от экспортных потоков углеводородов, которые будут оставаться в регионе.
Кроме того, трёхстороннее соглашение создаёт и ОЭЗ в Усть–Луге, о которой впервые заговорили ещё в 2008 году — когда понятие ОЭЗ только появилось в России. В течение долгого времени правительство Ленобласти изыскивало аргументы для инвесторов и руководства страны о перспективности площадки. Кажется, что лёд тронулся и Усть–Луга всё–таки обретёт вожделенный статус. Но пока что такое нашествие большого бизнеса — скорее "удачная генетика" в виде развитой транспортной инфраструктуры и близости к Петербургу. "Главный вызов для региона: сделать так, чтобы уникальные инфраструктурные возможности привлекли множество инвесторов из промышленного сектора. Пока что решение этой задачи находится в начальной стадии, и говорить о формировании в Ленобласти полноценных промышленных кластеров (за исключением разве что нефтехимического) преждевременно", — говорит управляющий директор по проектам развития НРА Виктор Четвериков.

Баллы в отчёт

Второй по значимости для Ленинградской области проект — завод по производству метанола и портовый терминал для отгрузки продукции компании "ЕвроХим" в Кингисеппском районе, иначе именующийся "ЕвроХим Северо–Запад — 3". Мощность предприятия — 2,5 млн тонн в год. Объём инвестиций в проект составит 132 млрд рублей, с потенциалом в 300 новых рабочих мест. Объект планируется ввести в эксплуатацию в 2025 году.
Новое производство будет построено на территории промышленной зоны Фосфорит в Кингисеппском районе, где "ЕвроХим–Северо–Запад — 2" осуществляет строительство завода по производству аммиака и карбамида. Вся готовая продукция будет поступать через трубопровод в порт Усть–Луга и далее по морю — прямиком на экспорт. Метанол — это спирт с широким спектром применения. Особенно вещество интересно для производства топлива и добычи газа. По прогнозам EY, темп роста потребления метанола в мире будет опережать рост ВВП. В производственную гонку уже ворвались Китай, США, Индия, Германия и Великобритания. Ключевой потребитель — страны АТР. Одним словом, завод обещает высокие прибыли, а значит, и большие отчисления в пользу региональной казны. "Для областных властей такие проекты выгодны тем, что они позволяют отчитаться о большом притоке инвестиций и получить в результате большой доход для региональной экономики.
Однако с точки зрения интересов населения эффективность этих проектов неочевидна. Неясно, например, будут ли при строительстве использоваться местные подрядчики, и если да, то какова будет их доля — если она окажется мала, то деньги фактически получит инвестиционный проект, который перенаправит их сторонним подрядчикам, а не регион", — добавляет Иван Котляров. Производства высокотехнологичные и высокоавтоматизированные, поэтому ситуация с новыми рабочими местами (кроме, естественно, рабочих мест для управленцев) тоже пока неясна.
Ленобласть по традиции не оставила без внимания пищевую промышленность — расширение производств хлебцев "Ориент Продактс", творожных сыров и десертов "Молочная культура", птицеводческих хозяйств ФМБА, двух площадок "Черкизово" и строительство производства молочных смесей "ПитерПром". Однако все эти проекты меркнут в тени основного курса региона — на нефтехимическую промышленность. Для сравнения: удельный вес всех "пищевых" проектов составил 6,5 млрд рублей, а только двух крупных проектов в области газохимического комплекса — 1 трлн рублей.

Но есть минусы

"Самое главное — серьёзно относиться к экологической безопасности проектов. Технология этих предприятий должна её гарантировать. Добиться этого можно только в случае, если власти Ленобласти будут серьёзно относиться к этим проектам", — отмечает председатель правления "Санкт–Петербургского экологического союза" Семён Гордышевский.
По его словам, если это будет сделано на должном уровне, то ещё на стадии проектирования будет проведена оценка влияния на окружающую среду, чтобы доказать со стороны застройщика, что проекты экологически безопасны. Аналогичная оценка должна последовать и по итогам подготовки рабочей документации после проектирования.
В целом же 47–й регион действительно старается. Об этом свидетельствуют не только суммы подписанных на ПМЭФ соглашений, но и важный для Кремля Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата, в котором Ленобласть поднялась с тринадцатого места на десятое, притом что Петербург занял восьмое, спустившись за год на четыре позиции.
Совсем недавно участвовал в дискуссии по "зелёному" водороду и "зелёной" повестке, которую проводили на площадке "Россия — Германия". Мы говорили о сложностях, которые предстоит решить всем странам. Особенно это связано с повышением в ближайшее время экспортных пошлин на продукцию, если она производится с наличием углеродного следа. Учитывая, что Ленинградская область экспортно ориентированный регион, для нас очень важно, чтобы наша продукция, которую мы отправляем на экспорт, производилась из чистой энергии без углеродного следа. Здесь есть перспективы: ГЭС, АЭС. Мы обсуждали с министром энергетики Финляндии вопрос, чтобы атомная энергетика входила в число безуглеродных. Мы говорим о новой энергетике. И уже подписан договор с немецкими партнёрами о строительстве ветряков в Ленинградской области — это тоже возможность получения "зелёной" энергетики. Также мы активно говорим о производстве "зелёного" водорода. Мы полностью в повестке.
Александр Дрозденко
губернатор Ленобласти