Пешеход на пушечном ядре: что делать с частными самокатами

Автор фото: РИА Новости

Власти всё жёстче регулируют рынок кикшеринга. При этом почему–то не обращают внимание на частные средства индивидуальной мобильности (СИМ), которых много, и они быстрее и опаснее арендованных.

По мере того как сервисы по аренде электросамокатов становятся всё более распространены, ограничения для них начинают вводить во многих регионах страны. Власти Петербурга задумались об этом одними из первых. На прошлой неделе местный комитет по транспорту подписал соглашение с сервисами аренды и установил правила пользования электросамокатами в городе. Пока они распространяются только на бизнес.

Разобраться в понятиях

Необходимость административного регулирования, как правило, обосновывается участившимися случаями ДТП с электросамокатами. Между тем причиной происшествий довольно часто становятся частные средства индивидуальной мобильности, а вовсе не шеринговые. Ведь купленные в магазине электросамокаты или моноколёса способны разгоняться до 60 км / ч, тогда как скорость шеринговых ограничена в Петербурге 20 км / ч.
На организованном "Деловым Петербургом" круглом столе по вопросам регулирования кикшеринга инспектор организационно–аналитического отдела управления процессуального контроля Главного следственного управления СК России по Санкт–Петербургу капитан юстиции Вячеслав Мамонтов рассказал, что сейчас точное количество личных самокатов в Петербурге не знает никто.
"В уголовных делах личные электросамокаты так же часто фигурируют, как и арендные. Такие дела возбуждаются нами по ст. 118 Уголовного кодекса. Мы же не можем заключить соглашения с каждым пользователем электросамоката с точки зрения органов власти. Сейчас мы должны начать регулировать те вопросы, которые возможно регулировать", — констатирует он.
В комитете по транспорту "ДП" подтвердили, что не контролируют личные самокаты, а все ограничения, которые были приняты в Петербурге, касаются исключительно кикшеринговых сервисов.
Масса вопросов у представителей рынка и органов власти возникает именно из–за того, что в правилах дорожного движения нет чёткого понимания, чем же всё–таки считать самокат — транспортом вроде мопеда, для управления которым нужны права, или же "пешеходом на колёсах".
"Контролировать частные электросамокаты, в отличие от шеринговых, невозможно. У них высокая, действительно опасная скорость — до 50–60 км / ч. Формально запретить их по действующему законодательству невозможно. Насколько нам известно, у действующих средств контроля скорости даже нет возможности измерить скорость человека, использующего средство индивидуальной мобильности", — отмечают в кикшеринге Urent.
Партнёр ЮК "Генезис" юрист Василий Сосновский отмечает, что в настоящий момент правилами дорожного движения не регулируется использование электросамокатов. Однако если мощность устройства превышает 0,25 кВт, то сотрудники ГИБДД нередко считают их мопедами. Если мощность электросамоката ниже 0,25 кВт, то его владелец считается пешеходом.
"Пока что суды в большинстве случаев приравнивают владельцев самокатов с большой мощностью двигателя к пешеходам. Электросамокаты необходимо выделить в отдельную категорию транспортных средств, а не приравнивать к мопедам, — уверен Сосновский. — Потому что нельзя водителей электросамокатов заставлять двигаться по проезжей части, это приведёт к ещё большему числу ДТП, чем сейчас".
В пресс–службе ГУ МВД России по Санкт–Петербургу и Ленинградской области корреспонденту "ДП" категорично заявили, что самокатчики по действующему законодательству считаются пешеходами и никем иным.
Поправки в ПДД о регулировании СИМ Минтранс начал разрабатывать ещё в 2019 году. Но в прошлом году законопроект отправили на доработку, и по сей день он не сдвинулся с мёртвой точки.
Пока в отношении владельцев электросамокатов применяют разные меры наказания. Например, в Екатеринбурге сотрудники ГИБДД привлекли девушку к ответственности за езду на электросамокате без прав. Сотрудники ГИБДД установили, что электросамокат имеет электродвигатель максимальной мощностью более 0,35 кВт, а значит, является транспортным средством. В Казани водитель электросамоката мощностью 0,35 кВт за отказ от прохождения медицинского освидетельствования получил наказание в виде лишения прав на 1,5 года со штрафом 30 тыс. рублей. В Петербурге подобных случаев пока нет, хотя город успел заработать репутацию "столицы борьбы с электросамокатами".

Пешком неинтересно

В пресс–службе Ozon "ДП" рассказали, что штучные продажи электросамокатов в мае — первой половине июня в Петербурге выросли в 3,5 раза год к году. Самыми популярными стали манёвренные модели с увеличенным запасом хода и аквазащитой. Средний чек в мае–июне вырос год к году на 6% и составляет порядка 22 тыс. рублей. В мае–июне также выросли и продажи гироскутеров — на 34% год к году.
"В нашей сети в Петербурге с января по конец мая 2021 года электротранспорт вырос в 2 раза в количестве реализуемых единиц по отношению к прошлому году. Самые покупаемые СИМ — электросамокаты и электровелосипеды", — подтверждает тенденцию руководитель группы закупок товаров для спорта и отдыха компании "Ситилинк" Николай Майоров.
В группе "М.Видео — Эльдорадо" рассказали, что у них продажи электротранспорта за 5,5 месяца этого года в Петербурге увеличились в 2,4 раза относительно того же периода прошлого года. На электросамокаты пришлось 92% от общего объёма штучных продаж. Гироскутеры заняли порядка 6%, электровелосипеды — 2%. В целом продажи электротранспорта за последнюю неделю увеличились примерно на 15%.
Основатель франчайзинговой сети "ВелоДрайв" Кирилл Остапенко говорит, что раньше были в моде сегвеи и гироскутеры, но уже несколько лет спрос на них небольшой. Последние несколько лет растёт процент продаж самокатов — и простых, и электрических.
Владелец веломагазина Birota Даниил Кузнецов утверждает, что рост продаж СИМ происходил из года в год и это явление не зависит от пандемии, плохой погоды или экономики.
"Главный драйвер — изменение ментальности горожан и состояние городской среды. При этом петербуржцы арендные электросамокаты ежедневно не используют, это выбор для туристов или любителей разовых прогулок, иначе слишком дорогое удовольствие. При стоимости электросамоката от 10 тыс. до 35 тыс. рублей те, кто почувствовал необходимость, уже давно их купили", — считает Кузнецов.
По мнению исполнительного директора велопешеходной ассоциации "Пошли–Поехали" Германа Мойжеса, краткосрочная аренда значительно преобладает в Петербурге, хотя она и не очень дешева.
"Думаю, что со временем, особенно при условии развития инфраструктуры, количество частных СИМ будет возрастать. В городе пробки, общественный транспорт тоже стоит в заторах, да и стоит недёшево", — считает он.
Мойжес напоминает, что в России одни из самых низких штрафов в мире за нарушения ПДД и при этом смертность одна из самых высоких. Очевидно, что это взаимосвязано.