Весь мусор как на ладони

исполнительный директор АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”" рассказал "ДП", как работает крупнейший мусорный оператор города в ожидании реформы

Как постоянный перенос мусорной реформы в Петербурге сказывается на рынке и его игроках?

— Считаю, нам крупно повезло — есть время и возможность посмотреть на опыт других регионов, пообщаться с коллегами. Услышать их "боли" и, наоборот, удачные кейсы. У "Спецтранса", например, уже сформировался уникальный опыт — мы и в реформе, и не в реформе, так как обслуживаем Гатчинский и Тосненский районы Ленинградской области, где новые правила уже действуют.

Вы будете снова участвовать в конкурсе на выбор регионального оператора в Петербурге?

— Пока у нас нет финального решения. Нужно посмотреть на условия конкурса и зонирование, взвесить все за и против. В том числе рассматриваем возможность привлечения партнёра, чтобы совместно принять участие.

Обсуждали с АО "Невский экологический оператор" возможное взаимодействие?

— Да, мы ведём переговоры с НЭО и принимали их на наших объектах. В марте к нам приезжали и местные органы власти, и представители федеральных ведомств — мы показали свою инфраструктуру и готовность сотрудничать.

Как оценивается готовность города к реформе и степень интеграции инфраструктуры с Ленобластью?

— Пока инфраструктуры недостаточно. Заводы "МПБО–2" морально и физически устарели. В регионе нужно построить ещё от трёх до пяти заводов по обработке, чтобы реформа заработала здесь полноценно.

Что сейчас входит в бизнес "Спецтранса"?

— Первая фаза — это всегда сбор отходов. Сейчас у нас около 400 единиц спецтехники. Часть её мы производим сами на механическом заводе "Спецтранс".
Второе — обработка мусора, у нас четыре объекта сортировки твёрдых коммунальных отходов (ТКО). Самый современный — мусорообрабатывающий комплекс "Обухово", который мы запустили в конце 2020 года. Финальный этап — захоронение. Полигон "Новый Свет — ЭКО" — тоже часть бизнеса "Спецтранса", но все мы понимаем, что это временная история и нужно стремиться к уменьшению объёмов захоронения.

Как проходит введение раздельного сбора?

— Проекту почти полгода, в него будут вовлечены 10 районов города и отдельные локации Ленобласти. На контейнерных площадках устанавливаются баки для пластика, макулатуры и стекла.
В планах — открыть точки раздельного сбора отходов (РСО) в парках, общественных пространствах, в офисах и на предприятиях, экопункты для различных видов отходов вблизи гипермаркетов.

Готовы ли горожане разделять мусор?

— Процент загрязнённости вторичных материальных ресурсов (ВМР) небольшой — 12%. То есть люди вовлекаются в сортировку, это радует. Но всё равно надо учить сортировать и отличать фракции. Есть проблемы с видами пластика — к сожалению, в контейнер для твёрдых видов бросают и мягкий (плёнку), и многослойную упаковку, и неперерабатываемые полимеры. Пока что доля "лишнего" в контейнере доходит до 42%, но мы ищем способы утилизировать другие фракции тоже.
В любом случае все раздельно собранные отходы отправляются на досортировку — нужно разделить пластик на разные типы, убрать всё лишнее. Иногда забираем пластик и макулатуру одним мусоровозом — в этом нет ничего критичного, так как вторсырье всё равно проходит досортировку.

На какие отходы есть спрос?

— Сегодня все говорят про раздельный сбор и переработку мусора, но при этом мало кто знает, что чаще всего (90%) это даунсайклинг (производство сырья более низкого уровня. — Ред.). Сейчас в России почти никто не делает из бутылки пищевую бутылку (bottle to bottle). Для настоящего рециклинга с пищевым качеством нужно строить большой завод с досортировкой, линией мойки, водоочистки, надёжным и дорогостоящим оборудованием. Чтобы сделать всё это экономически эффективным, нужны большие мощности. К примеру, линия мойки на 4 тонны в час стоит лишь на 20% дороже линии на 2 тонны в час.
Но есть проблема — нехватка рассортированного сырья по типам, отсутствие свободного рынка и долгосрочных гарантий наличия сырья. Можно даже создать биржу, на которой переработчики покупали бы сырьё, но нужен контроль — чтобы все правильно с ним обращались.

Что делать с невостребованными фракциями?

— Исследовать и внедрять новые технологии. Но нужны инвестиции и гарантия непрерывного потока этих отходов, должных объёмов для переработки. Это большая проблема для многих переработчиков.
Мы сейчас активно тестируем технологии для переработки органики в техногрунт и компост. Исследуем тетрапак и способы его переработки. Компания Tetra Pak поддерживает проекты вторичной переработки, мы с ними сотрудничаем. Многие думают, тетрапак — это экологичная картонная упаковка, в пользу которой надо отказываться от пластика. На самом же деле он состоит из шести слоёв, включающих картон, полиэтилен и алюминий. Это делает тетрапак крайне сложным для переработки. Для извлечения вторичного сырья нужно качественно отделить слои друг от друга. Это делается на гидроразбивателе или аэродинамическом диспергаторе. При переработке получается целлюлозное волокно (его можно использовать в бумажной и даже строительной промышленности) или полиалюминиевая смесь (применяется для производства полимерпесчаных изделий). Но этот способ переработки требует огромного количества воды. Мы ищем более экологичные способы.

Сколько мусора вы собираете?

— "Спецтранс" вывозит 1 млн тонн отходов в год, это примерно 45% всех производимых в городе ТКО. Мы планируем в этом году обработать около 25%.
Также в планах — совместно с партнёрами построить большой завод, который будет принимать весь объём в 1 млн тонн.
При обработке мы извлекаем около 12% вторсырья, 33 — органика, которая перерабатывается в техногрунт, 18% идёт для производства SRF–топлива, хвосты — остатки сортировки — порядка 17%. Оставшиеся 20% — это испарение влаги в процессе обработки.

Где захораниваете?

— Всё, что невозможно переработать, отправляется на полигон "Новый Свет — ЭКО". С 2015 года здесь работает станция активной дегазации, которая генерирует электроэнергию из свалочного газа. Мы передаём электричество в городскую сеть.

Какие проекты сейчас готовите?

— Наращиваем сбор ВМР и рециклинг. "Спецтранс" подписал с компанией "СИБУР" контракт на поставку сырья для проекта по выпуску "зелёной" ПЭТ–гранулы на предприятии "Полиэф". Для этого планируем совместно с компанией "Втор–Пласт" построить завод по переработке пластиков мощностью 12 тыс. тонн в год. Перерабатывать будем ПЭТ–бутылки, производить — тару для пищевой промышленности. Это позволит предотвратить захоронение и вовлечь в повторное использование более 140 млн бутылок ежегодно.
Ещё активно развиваем работу с нейросетями. Уже внедрённая онлайн–система управления транспортированием позволяет контролировать вывоз отходов и доставку их на полигон или предприятие по обработке. Сейчас начали тестировать нейросеть, которая будет определять состояние контейнеров и контейнерных площадок, выявлять нарушения санитарных норм.

Есть общепринятое мнение, что тема мусора — криминальная.

— Такое мнение сложилось из–за тех игроков, обычно небольших, которые ведут бизнес бесконтрольно и используя серые схемы. Вывозят по–тихому на нелегальные свалки, а контролирующие органы закрывают на это глаза.
Но когда у тебя большая компания и огромная система транспортирования, лицензированный полигон, а мусоровозы с GPS как на ладони — бизнес понятный и прозрачный.
К нам, как к крупнейшему оператору в городе, приковано внимание проверяющих органов, экоактивистов, общественности.
Кроме того, теперь все процессы оцифрованы — благодаря видеофиксации и нейросетям можно в реальном времени смотреть, как мусоровозы забирают отходы с площадок, в каком объёме, куда везут, за какое время.