Хотели как лучше: станут ли в этот раз ожидания болельщиков их же проблемой

Автор фото: EPA/Vostock-photo
Практически каждый крупный международный турнир с участием российской футбольной сборной можно резюмировать фразой любителя афоризмов Виктора Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

Несовременно, неэффективно и примитивно

Конечно, бывают у нашей команды всплески, но это скорее исключение, подтверждающее правило. А обычно, цитируя ещё одного классика, уже российского футбола, "наши ожидания — это наши проблемы". Хотя не сказать, что перед нынешним Евро они были какие–то особенные.
Три года назад, на чемпионате мира в России, мы видели чудо, не совсем соответствующее реальной силе нашего футбола. А чудеса на поток ставить — это уже иррациональная область. Ну и не надо забывать, что состав, удививший всех тогда, просто постарел.
И всё–таки проигрывать тоже можно по–разному. Идти на эшафот с высоко поднятой головой. От матча с Бельгией, одного из главных фаворитов Евро, и первой сборной осталось только лёгкое недоумение. Бельгия выиграла 3:0 — без лидеров и необходимости по–настоящему включать весь атакующий потенциал. Большую часть матча они просто контролировали легко полученное преимущество, а Россия была беспомощна в атаке.
Тренерский штаб россиян в матче с "Красными дьяволами" захотел всех удивить тактической схемой — ушли от вроде бы ставшего фирменным "ромба" и пятёрки защитников (5–1–2–1–1). Не получилось, после перерыва перестроились. А потом ещё раз. Как говорил Воланд: "Вы, воля ваша, придумали что–то нескладное. Оно, может, и умно. Но больно непонятно. Над вами потешаться будут".
Понять причину таких деформаций было действительно очень сложно. Обороняться у своих ворот нашей команде противопоказано: все видели, какие ошибки допускали наши защитники на ровном месте, да и шансов провести контратаки почти лишились. В итоге крайние полузащитники — Зобнин и Кузяев — застревали на своих позициях, через центр мы совсем не пытались пробиться, а на сбросы Дзюбы после бессмысленных верховых навесов откликался только Головин. Всё это выглядело очень несовременно, неэффективно и примитивно, словно окунулись в довоенный футбол.

Черчесов должен выбирать

Впрочем, тут вопрос скорее философский: может ли Черчесов с исполнителями, которые у него есть под рукой, выбирать другой стиль — более современный и агрессивный? Когда, например, твой вратарь и ключевой центральный защитник паникуют.
Когда твои центральные полузащитники — Оздоев и Зобнин — каждый второй пас отдают назад, без продвижения. Когда твой единственный нападающий–столп идеально борется и скидывает, но при этом от него не дождаться предложений за спину и он не ускоряет игру. Когда у тебя в наличии только два "технаря" — Головин и Миранчук.
В конкретном матче индивидуальные ошибки были важнее тактики. Возможно, оборонительная схема по ходу встречи начала бы давать сбои, но мы этого не узнаем: Россия слишком быстро оконфузилась.
Но ведь готовить и доводить до ума игроков сборной должен совсем не Черчесов. Любой другой наставник этим явно не занимается — просто строит команду из сильных игроков, выбирая лучших.
В результате уже спустя 3 дня после старта нас ждал "матч смерти" с Финляндией. Любой результат, кроме победы, практически ставил крест на надеждах надолго задержаться на турнире.
Вероятно, начавшийся мандраж сказался и на нашем тренерском штабе. Одной игры после месяца подготовки хватило, чтобы разочароваться в двух ведущих игроках обороны — вратаре Шунине и защитнике Семёнове. Всё это напоминало метания Валерия Брагина на недавнем чемпионате мира по хоккею. Однако от перемен наша задняя линия заметно сильнее не стала.
Финны, дебютанты чемпионата Европы, временами проходили её как консервный нож сквозь жестяную крышку. Уже на третьей минуте всё могло закончиться для нашей команды плачевно, но судьи с помощью VAR усмотрели сомнительный офсайд. Ещё в паре моментов от соперника в контратаках отвернулось только везение.
Но зато, без сомнений, хозяева поля действовали намного смелее впереди. Игру немного оживил выход в пару к Головину Миранчука. Именно последний и стал автором единственного мяча в добавленное время первого тайма.
Возможно, на один гол команда и наиграла, но во втором тайме отдала инициативу и отбивалась до финального свистка.
Три очка, добытые потом и кровью, оставляют шанс на продолжение борьбы — всё теперь зависит от матча с Данией в Копенгагене в понедельник. Где счастье российским футболистам стоит искать только у чужих ворот, даже несмотря на соблазн "отстоять" заветную ничью. Иначе наши ожидания вновь станут нашими проблемами.