Взгляд архитектора: образовательная среда будущего

Автор фото: Денис Абрамов / ТАСС
Взаимосвязь качества образовательной среды и качества самого образования всё более очевидна. Города совершенствуют свою среду обитания в целом, делая её подходящей для воспитания и последующего удержания квалифицированных и проактивных кадров, от которых напрямую зависит новая городская экономика. Фактически качество среды становится главным конкурентным преимуществом в борьбе за человеческий, а значит, и экономический капитал.
Образ сегодняшней школы — наследие эпохи индустриализации. Школьные здания продолжают строиться по принципам образовательного процесса, заточенного под стандартизацию форматов обучения и самих получаемых знаний. В постиндустриальную эпоху необходимо воспитывать в ребёнке многостороннюю и проактивную личность. Следовательно, нужен принципиально иной подход к формированию образовательных пространств.
Первый принцип — это переосмысление функциональной программы, с тем чтобы создать благоприятные условия для развития гармоничной личности. Второй принцип — создание пространств, способных вдохновлять. Это подразумевает разнообразие всех видов связей и коммуникаций — начиная от визуальных ракурсов и маршрутов и заканчивая сценариями общения учеников с природой. Наконец, третий принцип — проектирование образовательного пространства как общественно значимого, полноценно включённого в жизнь района с утра до вечера.
Даже работая со стандартным техническим заданием, можно значительно расширить функциональную программу каждого помещения. Например, зрительный или актовый зал, как правило, занимает большую площадь и зачастую пустует. Если же сделать его доступным и провести через него маршруты движения учащихся или объединить с вестибюлем, то можно будет использовать зал как пространство рекреации или для групповых занятий. С другими общественными пространствами можно объединить и пищеблок — или же сделать это помещение трансформируемым: тогда можно будет перенести сюда часть мероприятий из актового зала.
Другой подход — создавать экономически выгодные пространства, работающие в неучебное время: переводить школьную столовую в комьюнити–кафе, спортивный блок — в спортзал для жителей, а библиотеку — в общественный центр района.
Систематизировав все эти подходы, мы разработали пространственный конструктор, из элементов которого составляется понятный прототип будущего образовательного центра. А главное — наглядно показали, что профессиональная работа с нормативами и образовательными стандартами, планировками и архитектурой образовательных пространств позволяет создавать уникальные современные решения даже в жёстких рамках во многом устаревших правил и часто ограниченных бюджетов.
В этом мы и видим задачу архитектора: принимать участие во всех этапах формирования образовательного процесса и помогать трансформировать его в соответствии с вызовами завтрашнего дня.