Роботы с рюкзаками: инновационная доставка добралась до пригородов Петербурга

В Мурино начали работать роботы–курьеры "Яндекс.Еды". Эксперты отмечают, что пока такая доставка не очень эффективна и для неё не хватает инфраструктуры.

В пресс–службе "Яндекса" отмечают, что роботы уже выполняют десятки заказов. Их число будет расти по мере того, как жители города будут узнавать о новой возможности, а рестораны — подключаться к ней.
"Это не пилотный проект, — сообщили “ДП” в компании. — Роботы приступили к регулярным доставкам, и мы продолжим развивать эту локацию. Например, помимо доставки заказов из “Яндекс.Еды” появится доставка товаров из “Яндекс.Лавки”. Мы постепенно расширяем зоны. Так, в Москве доставка сначала появилась на Белой площади, а сейчас роверы работают уже в пяти районах города, где возят заказы из “Еды” и “Лавки”".
Выбор локации был сделан в пользу Мурино, так как город достаточно густонаселён и спрос на услуги доставки там постоянно растёт.
Однако игроки рынка пока относятся к перспективам доставки роботами или дронами скептически. Директор по маркетингу онлайн–ретейлера "Самокат" Игорь Рожков отмечает, что ключевым ограничением в этой сфере ещё долго будет инфраструктура. "Мы больше верим в роботизацию на уровне крупных фулфилментов (все операции от стадии заказа покупателем до получения покупки). Она уже экономически целесообразна на уровне внутренней логистики. Компании занимаются этим последние 10 лет", — добавляет Рожков.
Директор по маркетингу сервиса доставки продуктов igooods Алексей Груздев считает, что роботы–курьеры могут эффективно использоваться на небольших площадях, например внутри жилых комплексов или на небольшом отдалении от склада / даркстора. Для модели доставки продуктов из гипермаркетов, когда дистанция может достигать десятков километров, у них слишком короткое плечо доставки.
"Для нас роботы пока не равны по эффективности человеческому труду. Основная причина — вес заказа. В igooods он составляет в среднем 25 кг, но доходит и до 80 кг. Мы сможем ввести в работу роботов только в том случае, если они окажутся способны доставлять такие грузы и будут на 100% безопасны и эффективны. Чтобы из 10 заказов до клиента доезжали без опозданий все 10. Есть ещё финансовый вопрос: нужно, чтобы робот окупался в какое–то обозримое время", — считает Груздев.
Генеральный директор PGR Agency Анастасия Бастрыкина говорит, что на данном этапе развития технологий сделать полностью роботизированную доставку в России не представляется возможным. Но компании, имеющие в штате хотя бы несколько роботов последней модели, будут выгоднее смотреться на фоне конкурентов и быстрее завоёвывать рынок доставки.
Эксперт отмечает, что роботы не смогут заменить обычных курьеров, которые умеют отслеживать ситуацию на дорогах и тротуарах, могут принимать решение изменить маршрут и быстрее доставят груз в труднодоступную местность. "Но очевидно, что роботизированная доставка со временем станет очень популярной", — подчёркивает Бастрыкина.