Госзаказ не для всех: подводные камни поддержки малого бизнеса

Автор фото: Ермохин Сергей
В непростое для предпринимателей время правительство России решило поддержать малый бизнес. Государство в лице своих многочисленных структур и дочерних компаний будет закупать у него больше товаров и услуг. Постановление об этом подписал на прошлой неделе премьер Михаил Мишустин. Законодательство о госзакупках предусматривает квоты на размещение заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП). Раньше эта квота составляла 20%, а теперь будет 25%.
Если оставить за скобками бизнес, считающий, что вступать в деловые отношения с государством себе дороже, то мера поддержки выглядит вполне эффективной. Выиграл тендер — и обеспечен стабильным заработком на весь срок действия госконтракта. Если, конечно, чиновник будет исправно подписывать акты приёмки и не просить ничего взамен.
Но есть у системы размещения госзаказа у СМП и другие подводные камни. Чтобы их увидеть, достаточно провести простой эксперимент, повторить который может любой желающий. Заходим на сайт госзаказа, ставим в критериях поиска галочку "закупки у СМП и СОНО (социально ориентированные некоммерческие организации. — Ред.)", после чего сортируем полученные результаты по начальной цене.
Если не обращать внимания не технические ошибки, то самой дорогой окажется закупка ООО "УЭЗ–Строй", структуры управления экспериментальной застройки микрорайонов, учреждённого правительством Москвы. Компания разместила у единственного поставщика подряд на строительные работы стоимостью 13,9 млрд рублей. Второе место — у челябинского АО "Областной аптечный склад", заказавшего также у единственного поставщика медицинской продукции на 5,2 млрд рублей. На третьем месте — Уральский приборостроительный завод. Он заказал комплектующие на 5,1 млрд рублей, опять же выбрав поставщика собственным решением.
Этот список можно продолжать и далее. Но надо помнить, что годовой оборот свыше 2 млрд рублей автоматически исключает компанию из реестра СМП. Впрочем, по закону госкомпании имеют право публично не раскрывать своих поставщиков. Именно так, например, поступили обладатели второго и третьего мест нашего рейтинга. Следить за соблюдением закона о госзакупках в этой части должны Корпорация СМП и региональные власти, которые нередко выступают учредителями компаний–заказчиков. Громких разоблачений пока не слышно, а значит, всё в порядке, и малый бизнес будет богатеть и дальше.