Бенефициарами пандемийной паники стали маркетплейсы

Автор фото: Тихонов Михаил

Рост спроса на диагностические приборы в 2020 году повысил обороты онлайн-продавцов.

Нелекарственный сегмент в аптеках — традиционный способ привлечения новых покупателей. Наибольший вес в парафармацевтике розничного аптечного рынка у изделий медназначения — порядка 40% от оборота в деньгах.
Рост на 6% в стоимостном выражении в 2020–м по сравнению с 2019–м зафиксировали в аптеках в подкатегории "диагностические приборы и средства" (см. инфографику). По данным DSM Group, они проиграли БАДам и средствам от комаров. Однако следует иметь в виду, что эта группа включает порядка 40 различных типов товаров, от тонометров до тестов на беременность и ставших притчей во языцех пульсоксиметров. А также то, что в 2020 году на первое место вышла продукция, имеющая прямое или косвенное отношение к лечению коронавируса, но при этом многие покупатели либо старались минимизировать внешние коммуникации, в том числе с аптечными работниками, либо им не нравились ценники или вообще отсутствие в аптеке столь необходимого для внутреннего спокойствия агрегата.
При этом связанные с медициной товары — одна из многих категорий в рамках продукции для красоты и здоровья, которую маркетплейсы давно развивают. В пресс–службе Wildberries сообщили, что за 2020 год россияне приобрели в 30 раз больше таких товаров в штуках, чем в 2019 году. В 2021 году в компании отметили дальнейший рост: в I квартале года — в 4,6 раза.
Пульсоксиметры и термометры представлены на всех основных сайтах маркетплейсов и в ассортименте продавцов бытовой техники. Спрос именно на эти два простейших приспособления увеличивался в ретейле максимальными темпами. По группе пульсоксиметров — в 16 раз в штуках относительно 2019–го, термометров — в 2,2 раза в штуках. Имело место и расширение модельного ряда. В Ozon отмечали, что к концу года больше чем в 2 раза выросли продажи постоянно носимых устройств для замера уровня кислорода в крови (смарт–часов с этой функцией).
Развитие онлайн–каналов положительно влияет и на ценообразование благодаря росту числа продавцов и развитию ассортимента, уверяют в Wildberries, иллюстрируя простейшим примером — минимальная цена маски снизилась в 22 раза (с 33 до 1,5 рубля).