"Типовой технический сбой": почему Смольный ушёл в офлайн

Автор фото: vk.com/portalnashspb

Популярные интернет-сервисы Смольного и подведомственных ему организаций лихорадит уже несколько дней. Петербуржцы лишились возможностей писать чиновникам, жаловаться на проблемы благоустройства, платить за ЖКУ. Бизнес испытал сложности при работе с недвижимостью.

Петербуржцы в соцсетях массово жалуются на проблемы с доступом к ряду интернет-сервисов. Как минимум с понедельника, 19 июля, не работают порталы "Наш Санкт-Петербург" и "Электронная приёмная обращений граждан".
Через электронную приёмную можно было подать обращение в любой орган власти города. А о популярности "Нашего Санкт-Петербурга" комитет по информатизации и связи рассказывал на днях. Сообщалось, что за первое полугодие 2021-го на него поступило 413 тыс. сообщений.
"Это почти 100 сообщений в час ежедневно и круглосуточно, включая выходные и праздничные дни", — отмечали в комитете.
Сначала сайты просто не работали. Потом на "Нашем Санкт-Петербурге" появилось сообщение "Портал на обслуживании".
Во вторник утром появился комментарий на странице портала "ВКонтакте": "В связи с техническими работами на оборудовании центра обработки данных доступ к порталу "Наш Санкт-Петербург" до конца рабочего дня будет затруднён. Работоспособность информационных систем будет восстановлена в ближайшее время".
Электронная приёмная, по сообщениям в соцсетях, не работала последние несколько дней. Во вторник на главной странице сайта написали: "На сайте проводятся технические работы". После полудня работоспособность сервиса восстановилась.
Ещё 16 июля паблик АО "ВЦКП "Жилищное хозяйство" "ВКонтакте" предупредил: "В связи с проведением технических работ по модернизации информационных систем АО "ВЦКП "Жилищное хозяйство" в период с 16 по 19 июля 2021 года с ограничениями будут работать сервисы сайта kvartplata.info". Многие петербуржцы используют этот сайт для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Однако сервис не заработал и утром 20 июля. Прогресс также стал заметен только во второй половине дня.
Сообщалось о проблемах с доступом к порталу "Здоровье петербуржца", позволяющему записаться на приём к врачу, а также на вакцинацию.
Проблемы коснулись и более специализированных сервисов. Перестала грузиться карта региональной геоинформационной системы Петербурга (РГИС), отключилась Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга. С большим трудом загружается Фонд открытых данных комитета по градостроительству и архитектуре. Эти ресурсы позволяют быстро получить данные о земельных участках и постройках в городе.
"В своей работе мы постоянно используем данные сервисы, так как они упрощают поиск информации по земельным участкам, — рассказал "Деловому Петербургу" руководитель направления земельных участков Colliers Антон Орлов. — Вчера утром сервис ещё работал, днём пошли перебои. Однако перебой в работе сервисов не критичен, поскольку это лишь агрегаторы информации о земельных участках, а не первоисточники. Можно скачать актуальные полные версии документов ПЗЗ, генплана, нормативов градостроительного проектирования и т.д. с сайта fgistp.economy.gov.ru".
"В понедельник, 19 июля, произошёл типовой технический сбой системы хранения данных в региональном распределённом центре обработки данных Санкт-Петербурга, в результате чего недоступным стал ряд государственных информационных систем, — рассказали "ДП" в комитете по информатизации и связи. — В настоящее время техническая работоспособность системы хранения данных восстановлена в полном объёме, продолжаются работы по восстановлению доступа к системам, затронутым произошедшим техническим сбоем: в приоритетном режиме вводятся в работу социально важные системы, такие как Межведомственная автоматизированная информационная система предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде и Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, которые на текущий момент доступны в полном объеме".
Доступ к порталу "Наш Санкт-Петербург" комитет обещает восстановить 20 июля. Восстановление РГИС "ведётся в режиме межведомственного взаимодействия", добавили чиновники.
"Потери информации в результате произошедшего типового технического сбоя не выявлено, восстановление доступа к системам ведётся в плановом штатном режиме", — отметили в комитете.
"От проблем не застрахован никто — и Facebook, и WhatsApp, и Instagram "висели", — напоминает генеральный директор агентства TelecomDaily Денис Кусков. — К сожалению, это техника, она может ломаться... Но основной вопрос тут в том, что нет никакой системы резервирования, и выходит из строя не один ресурс, а целая гамма ресурсов. И поэтому, конечно, хочется, чтобы комитет по информатизации просчитывал возможности создания альтернативных вариантов резервирования".