Успеть забрать, пока не отняли кредиторы

Автор фото: Ваганов Антон
В марте у причала "Пеллы" опрокинулся рыболовецкий траулер "Скорпион".
Отказ одного из множества акционерных обществ от выплаты дивидендов мог бы остаться незамеченным, если бы в конце весны при спуске корабля на воду с трагическим финалом судостроитель не напомнил о своём существовании. ОАО "Пелла" не торгуется на бирже, собственники — несколько физических лиц.
Строят корабли для повышения обороноспособности страны, одновременно на стапелях изготавливают частные заказы для рыболовов. И кому какая разница, что чуть ли не 100% прибыли, заработанной всего за 3 месяца, акционеры решили вывести с баланса юрлица? А после трагедии, которая обязательно должна сказаться на будущих заказах, вдруг передумали и решили сохранить деньги на счетах предприятия.
Достоин ли менеджмент похвалы? Наверное, ведь, похоже, вовремя спохватились. Или всё же необходимо порицание, потому что ещё полгода назад он признал долг перед своим поставщиком — "Арсеналом", но почему–то передумал его погасить. Размер дивидендов и сумма долга странным образом совпадают: и там и там речь о сотнях миллионов рублей.
Похоже всё же, что повременить собственников "Пеллы" с обналичиванием заработка заставили риски надвигающегося банкротства. Интересантом же получения активов, подавшим банкротный иск, на удивление, стало ещё одно предприятие, трудящееся на той же стезе, на оборонке.
Нюанс как раз в том, что публичных кредитов от банков у "Пеллы" нет, но есть заложенное в "Сбере" имущество под гарантии госзаказа. И есть кредиторская задолженность, состав которой скрыт от любопытных глаз: вполне вероятно, что это какие–то финансовые проводки между "дочками" или даже "внучками" головной компании. Если госзаказ, под гарантии которого банк и взял в залог активы, не будет оплачен, то "Сбер", первопроходец экосистем в стране, в довесок к кинотеатрам, такси и доставке продуктов питания может вдруг получить мощности для удовлетворения потребностей своих клиентов, создав собственный флот.
В памяти всплывают и истории, когда вся местная оборонка постепенно переходила в частные руки. Затем, в силу неявных причин, но объявленных публично как финансовые сложности у бенефициаров, она начала обратное движение в закрома родины. А один из последних в стране частных судостроителей, который умеет строить корабли и для Минобороны, и для рыбаков, за годы существования накопил огромную капитализацию — земельные участки, производственные мощности, НИОКР.
И вдруг такое странное стечение обстоятельств, когда кто–то кому–то когда–то не заплатил (а речь про оборонный заказ). И в придачу — суеверие мурманских моряков, отказывающихся принимать почти готовые, изготовленные по индивидуальному заказу суда.
"Пелла" не стала прятаться за "крымский" закон, который освобождает бизнес от публичного раскрытия информации, если по каким–то своим внутренним ощущениям, недоступным обществу, собственники опасаются санкций. Новацией законодательства сейчас пользуется множество бизнес–единиц в стране, от промышленников до финансистов. Судостроитель же, обладая всеми возможными лицензиями силовых ведомств, методично публикует свои финансовые успехи с неудачами, попутно раскрывая детальную информацию о количестве квартир и ноутбуков на своём балансе, не забывая упоминать и про VIN–номера автопарка.
Сумеет ли наскрести в своих запасниках основной акционер предприятия деньги, чтобы стабилизировать финансовое положение "Пеллы", неизвестно. Но, увидев риски, госзаказчик может испугаться и передумать оплачивать промежуточные этапы. И тогда обязательно будет предложен вариант решения финансовых проблем: отдайте всё в госруки.