Мелким перевозчикам дали формальный доступ к транспортной реформе

Автор фото: Сергей Ермохин

Смольный в рамках грядущей транспортной реформы разыграет 10 лотов, рассчитанных на мелких перевозчиков. Впрочем, добиться победы таким компаниям будет непросто.

На днях ГКУ "Организатор перевозок", подведомственное комитету по транспорту, объявило оставшиеся 10 лотов на право транспортного обслуживания маршрутов в период с 2022 по 2028 год. Приём заявок начнётся 16 августа, аукционы пройдут 20–го. Будут разыграны небольшие лоты, рассчитанные на средних и мелких перевозчиков, и не только петербургских, отмечают в Комтрансе.
"Каждый из размещённых лотов содержит от одного до семи маршрутов, на обслуживание которых потребуется от 7 до 30 автобусов. Такие закупки с малым объёмом транспортной работы были сформированы специально для того, чтобы в торгах могли принять участие автотранспортные компании небольшого размера, в том числе и из других регионов", — заявили в ведомстве.
Закупки и правда выглядят конкурентными для таких перевозчиков, полагают транспортные эксперты, несмотря на необходимость покупки нового подвижного состава. Кажется, власти даже решили облегчить им задачу, прописав в документации автобусы среднего класса, это более доступная техника. При этом сейчас по разыгрываемым маршрутам ходит подвижной состав большого класса. Однако есть несколько отягчающих обстоятельств.
"Небольшие перевозчики могут побороться за лоты, но требование в виде подвижного состава на сжиженном природном газе (СПГ) портит всю конкуренцию. Во–первых, автобусы, работающие на СПГ, дороже дизельных. Во–вторых, остаются вопросы по инфраструктуре для них, в частности, по заправкам. Для небольших перевозчиков это может быть критично. Да и многим нужно учиться работать с такой техникой. Если бы в требованиях был дизель — возникла бы драка. А так побороться небольшим перевозчикам можно, но есть ли в этом смысл, учитывая, что интерес к лотам есть у “большой тройки” с куда большими возможностями, — вопрос", — прокомментировал "ДП" аналитик общественного движения "Транспорт и горожане" Владислав Булгаков.
По его мнению, лот с маршрутом № 120 из Юнтолово до станции метро "Беговая", запуск которого на днях анонсировал лично губернатор Петербурга, может быть интересен компании "Третий парк". Маршруты по центру, Васильевскому острову и Петроградской стороне должны приглянуться ПТК. Маршрут на Парнасе пригодится как "Третьему парку", так и "Питеравто". Интересная борьба может случиться за маршрут в Красное Село.
Он однозначно вписывается в маршрутную сеть "Питеравто", у которого на юге города сосредоточено много сил. Однако в Ломоносове есть база и у перевозчика "Такси", который возглавляет Татьяна Калюжная. Её называют подругой экс–губернатора Петербурга Валентины Матвиенко.
"Реформу 2006 года компания “Такси” уже пережила, хотя для небольших перевозчиков это было сложно. Не исключено, что прорвётся компания и в этот раз", — полагает собеседник "ДП" на транспортном рынке.

Область поможет

Как ранее писал "ДП", средние и небольшие перевозчики, имеющие маршруты в Ленинградской области или имеющие параллельный бизнес, вероятно, направят силы именно на эти лоты. Компания "Пальмира", в частности, уже давно наращивает своё присутствие в Ленобласти. Работа там есть также у "Барс–2", АТП–31, "Такси" и у других перевозчиков.
"В данный момент Ленобласть нам ближе, потому что наши договоры будут действовать ещё долго, мы их только недавно заключили. Закупать технику сейчас не планируем, потому что потребности нет. Поэтому в городе пока участие своё не рассматриваем", — прокомментировал "ДП" гендиректор АТП "Барс–2" Андрей Заботин.
Впрочем, собеседники издания на рынке перевозок отмечают, что некоторые небольшие компании всё же планируют заявляться на аукционы. "Есть “большая тройка”, есть “малая тройка”, другие перевозчики, менее крупные, которые планируют участвовать в аукционах и даже закупают технику", — говорит представитель одной из пассажирских компаний.
Ещё один руководитель транспортной компании отмечает, что все игроки рынка уже определились со своей дальнейшей судьбой. И многие, если и будут участвовать в аукционах, сделают это для престижа или формальности.
"Сформированные 20 лотов выполняют одну–единственную задачу — чтобы ФАС (Федеральная антимонопольная служба. — Ред.) не смогла предъявить руководителям транспортной реформы претензию, что нет предложения для малого бизнеса. Может быть, кто–то формально поучаствует. Те, кто работает в городе, определились со своими чаяниями, кто участвует, кто нет. Если кто–то будет извне, то тоже для статистики по малому бизнесу. Брутто–контракт на семь машин — это какая–то ерунда. Контракт для 100 машин и семи машин одинаковый, при этом работу нужно провести одинаковую. Обязательно должна быть база с определённой себестоимостью, и где–то перевозчик должен восполнять её. Либо это компания, работающая в заказных перевозках, либо на таксомоторном рынке", — прокомментировал "ДП" специалист.
Напомним, из 20 лотов на 347 маршрутов в рамках транспортной реформы 10 "заточены" под крупных перевозчиков, так называемую "большую тройку": шесть — под "Питеравто", три — под "Третий парк" и один — под ПТК. Руководствовались географическим принципом, говорят собеседники издания.
После нескольких переносов реформа должна была запуститься одномоментно 15 июля 2022 года. Однако перевозчикам удалось уговорить Смольный на поэтапный запуск. Теперь с 1 апреля по новым правилам заработают 97 маршрутов, с 1 июня — 94, с 15 июля — 156 маршрутов. Власти перейдут с перевозчиками на брутто–контракты, по которым город будет оплачивать транспортную работу, а всю выручку с продажи билетов забирать в бюджет.