Бюджет не треснет: Смольный попросил у депутатов 260 млрд рублей

В Мариинском дворце завершились нулевые чтения проекта бюджета на 2022 год. Чиновники рассказывали депутатам, на что им нужны деньги сверх положенного минимума. Уложились в 44 совещания и 260 млрд рублей.

Если аналогичные чтения 2020 года проходили под завесой тайны (тогда доступ для прессы был ограничен под предлогом карантинных мер), то нынешние были более открытыми и, очевидно, работали на положительный имидж депутатов в преддверии выборов.
Бюджетно–финансовый комитет ЗакСа, который и проводил чтения, встречал чиновников в неполном составе: на совещаниях отсутствовали некоторые его члены — видимо, были сильно заняты выборами. Что ставит вопрос, как хватает времени у тех, кто на них ходил. В то же время среди докладчиков из Смольного появился баллотирующийся глава комитета по социальной политике Александр Ржаненков, который на время кампании ушёл в отпуск, но не смог проигнорировать рабочее обсуждение проекта бюджета.
По своему формату нулевые чтения представляют собой обсуждение дополнительных потребностей главных распорядителей — комитетов и районных администраций — в дополнение к базовому финансированию, которое закладывается в бюджет исходя из их обязательных трат.
"Мы однозначно поддержали предложения районных администраций о дополнительном финансировании на общую сумму более 48 млрд рублей, потому, что это в первую очередь расходы на социальный сектор. Депутаты специально рекомендовали районам обратить особое внимание на соблюдение сроков ввода в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры", — заявил, уже подводя итоги чтений, спикер ЗакСа Вячеслав Макаров.
Впрочем, эта патетика была лишней: "однозначная поддержка" депутатов не имеет никакого значения, поскольку по итогам обсуждений не принимается никаких документов. Если в них и есть какой–то практический смысл — то он заключается лишь в том, что комитеты, публично озвучивая свои наиболее общественно значимые потребности, до некоторой степени увеличивают шансы на их удовлетворение.
Главная же идея нулевых чтений — изобразить, что депутаты принимают участие в подготовке бюджета на старте. И объяснить таким образом, почему во время нормальных чтений закона о бюджете они принимают его практически без обсуждения, не внося никаких поправок, кроме распределения своего "депутатского фонда".

Внезапный рост

В финансовом блоке Смольного рассчитывают, что расходная часть бюджета в 2022 году составит 740 млрд рублей без учёта федеральных трансфертов (в нынешнем бюджете расходы–2022 оценивались в 732 млрд). В итоге в 2022 году расходы без учёта подарков из Москвы увеличатся по сравнению с аналогичным показателем этого года на 3,9%.
Налоговые поступления в следующем году Смольный оценил в 775 млрд рублей, но общий объём планируемых доходов не сообщил. Зато, как рассказал глава комитета финансов Алексей Корабельников, в этом году собственные доходы составят 732,3 млрд рублей. Это на 110 млрд, или 18%, больше, чем заложено в бюджете. Экономика выходит из кризиса, налоговые поступления растут, объясняют чиновники. Вместе с чувством радости возникают вопросы к умению прогнозировать. Плюс федеральные перечисления составят в этом году 46 млрд вместо 21 млрд, как планировалось.

В Канны с интригой

К нулевым чтениям главные распорядители бюджета заявили дополнительную потребность в финансировании на 260 млрд рублей. (В 2020 году они просили 233 млрд рублей.)
В 2022 году комитету по социальной политике планируется предоставить 79,3 млрд рублей. Традиционно это один из самых богатых комитетов. В ведомстве заявили, что хотят ещё 11 млрд рублей: из них 7,1 млрд необходимо на выплаты семьям с детьми и 2,1 млрд на социальные выплаты другим группам.
Самую низкую дополнительную потребность заявил комитет по инвестициям. Его глава Роман Голованов сообщил депутатам, что на 2022 год требуется ещё 18,7 млн рублей, из них 17,1 млн — для участия в Российском инвестиционном форуме в Сочи и международной выставке MIPIM в Каннах. Но на вопрос, какие проекты комитет повезёт на Лазурный Берег, Роман Голованов заявил, что "интрига должна оставаться до последнего".
Председатель комитета по культуре Константин Сухенко, традиционно выступающий на нулевых чтениях с ярким докладом и открыто заявляющий о проблемах в сфере культуры, на этот раз был скромен. Пока на 2022 год комитету предусмотрено 17 млрд рублей, а дополнительная потребность составила порядка 3,2 млрд рублей, из которых 724 млн — на капремонт подведомственных зданий, и 316 млн — на создание третьей очереди экспозиции к 350–летию Петра Великого и культурно–массовые мероприятия Исаакиевского собора.
Глава комитета по печати Владимир Рябовол заявил о планируемом создании медиахолдинга городских СМИ, в который войдут телеканал "Санкт–Петербург" и газета "Петербургский дневник" — оба СМИ принадлежат городу. На 2022 год телеканалу предусмотрено 1,05 млрд рублей. Однако ему необходимо ещё полмиллиарда, из которых порядка 200 млн направят на переезд из офиса на улице Чапыгина, где "Санкт–Петербург" арендует оборудование и студии у Пятого канала.
В комитете сообщили, что во второй половине 2022 года телеканал будет вынужден выехать из здания на Чапыгина, в качестве новых площадок рассматривается вторая очередь "Невской ратуши" или пространство рядом со "СКА Ареной".
Для правительственной газеты "Петербургский дневник" в 2022 году предусмотрена базовая потребность в 250 млн рублей, однако Владимир Рябовол заявил, что требуется ещё 30 млн. Кроме того, порядка 368 млн рублей комитет по печати дополнительно запросил на праздничное оформление города.

Дорогой брат видит тебя

Вместе с украшениями в городе появится и больше камер видеонаблюдения. Об этом рассказала глава комитета по информатизации и связи Юлия Смирнова. Ведомство рассчитывает получить дополнительные 6 млрд рублей, из которых 2 млрд потратят на установку 35 тыс. камер. В 2023 году на эти цели планируется запросить 4,3 млрд, а в 2024–м — 8,8 млрд рублей. Таким образом, к 2025 году число камер должно увеличиться с нынешних 70 тыс. до 180 тыс. штук.
Жилищный комитет попросил 20 млрд рублей. Порядка 3 млрд необходимы, чтобы не повышать взносы на капремонт. Как пояснил первый замглавы комитета Роман Канивцов, на 2022 год на него предусмотрено 18 млрд рублей, однако с учётом текущего размера взноса собираемость составит 15 млрд рублей.
Кроме того, 11 млрд необходимо на возмещение разницы в тарифах на тепло.
Последними на нулевых чтениях выступили представители комитета по транспорту, которые попросили 6 млрд рублей на поддержку ГУП "Петербургский метрополитен". Как заявлялось ранее, существенно увеличивается сумма на строительство метро.
В 2022 году планируется направить на это 28 млрд рублей, в 2023–м — 33,9 млрд и 32 млрд в 2024 году. Тогда как в этом году выделялось только 10 млрд.
Победные реляции по поводу увеличения налоговых поступлений в бюджет Санкт–Петербурга обоснованы лишь частично. Хотя заслуга налоговых органов в увеличении собираемости есть, но результат связан далеко не только, а может быть, не столько с этим. Как известно, в каждой правде есть доля истины. Статистическое сравнение финансовых показателей с 2020 годом необходимо проводить, учитывая ряд важнейших обстоятельств. Во–первых, низкая математическая абсолютная "база" показателей производства, прибыли, доходов физлиц и начисления налогов с них в прошлом году на пике их падения из–за пандемии. Лишь по сравнению с этим прошлым данные текущего года выглядят хорошо. Во–вторых, перенос выплаты части даже начисленных налогов с прошлого года на текущий из–за отсрочек, льгот и прочего. В–третьих, повышенная инфляция в 2021 году. Она, с одной стороны, увеличивает налоговую составляющую в повысившихся ценах реализации товаров и услуг — без влияния работы налоговых служб. С другой стороны, инфляция во многом обесценивает дополнительные доходы бюджета. Таким образом, лишь с учётом указанных обстоятельств следует воспринимать динамику роста поступлений в бюджет города.
Марк Гойхман
главный аналитик TeleTrade
Значительная доля повышения доходов бюджета за последний год была обусловлена ростом налогов на доходы физических лиц. В том числе это налоги на доходы работников бюджетной сферы, в частности — здравоохранения, где производились дополнительные выплаты медработникам. Сейчас у бюджета ярко выражена социальная направленность, что тоже будет давать свой вклад в рост налоговых доходов. Также, как неоднократно говорилось, в стране и в Петербурге заметно улучшилась система администрирования налогов, часть бизнеса и населения вышли из так называемой серой зоны. Если говорить о бюджете следующего года, то город анонсирует ряд инфраструктурных проектов, планируя увеличить расходную часть. Это, в свою очередь, должно повлиять и на доходную составляющую — как, возможно, за счёт трансфертов из федерального бюджета, так и в виде налогов на доходы физических и юридических лиц, задействованных в инфраструктуре. Кроме того, если поддержка бюджетной сферы и здравоохранения сохранится на тех же уровнях, то мы вновь увидим рост доходов бюджета. И если не попадём в сильный инфляционный виток, то на горизонте 1 года тенденция к росту доходов бюджета сохранится.
Екатерина Соколова
доцент кафедры государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ