Вздох облегчения: ФРС свернёт стимулы, но не быстро

Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo

Встреча глав центробанков в Джексон–Хоуле, которую всё лето ждали участники финансовых рынков, не оправдала самых смелых ожиданий: ФРС пообещала свернуть стимулы, но не быстро

Ключевым событием симпозиума в Джексон–Хоуле стало выступление председателя ФРС США Джерома Пауэлла в пятницу, 27 августа. После него по рынкам прокатилась волна оптимизма: доллар ослабел, а цены большинства активов выросли (см. графики), несмотря на то что глава американского регулятора признался, что на июльском заседании Федрезерва вместе с большинством коллег выступал за замедление темпов покупки облигаций в текущем году.
ФРС в рамках операций количественного смягчения (QE) закачивает в рынки по $120 млрд в месяц, выкупая казначейские облигации на $80 млрд и ипотечные — на $40 млрд. В результате этих операций баланс ФРС за полтора года увеличился на $3,5 трлн и достиг рекордных отметок выше $8 трлн.

Деньги некуда девать

Многие участники рынка ждали, что Пауэлл обозначит более–менее чёткие сроки начала и масштабы так называемого QE Tapering — сворачивания скупки облигаций. И сроки эти окажутся достаточно близкими — в ближайшие месяцы. Это могло бы вызвать некоторое укрепление доллара, а также коррекцию на сырьевых и фондовых рынках, которая позволила бы инвесторам закупить подешевевшие активы. Такие ожидания подогревались выступлениями ряда коллег Пауэлла — глав территориальных подразделений ФРС, которые в один голос твердили накануне 27 августа, что поддерживают скорое начало QE Tapering.
Такие же настроения доминировали и на состоявшемся в конце июля заседании ФРС, судя по протоколу, опубликованному 18 августа. Кстати, обнародование этого протокола вызвало заметную коррекцию на рынках. Например, американский индекс широкого рынка S&P500 скорректировался в течение трёх торговых сессий на 3%, а российский индекс РТС — на 4%.
Так что не стоит удивляться, что рынки намеревались узнать от Пауэлла, начнётся ли тейперинг в сентябре или всё же текущие объёмы выкупа облигаций сохранятся до ноября–декабря.
О том, что QE Tapering неизбежен, свидетельствуют как данные о высокой потребительской инфляции в США (5,4% в годовом исчислении в июле 2021 года), так и рекордные за всю историю объёмы операций обратного репо — свыше $1,14 трлн, по данным на 25 августа. Из этих цифр понятно, что избыток денег наблюдается не только у потребителей, но и у банков, которые ежедневно сгружают по триллиону лишних долларов на счета ФРС под близкую к нулю ставку.

Запастись терпением

Однако надежд игроков на понижение глава Федрезерва в этот раз не оправдал. Он предпочёл не говорить, когда ФРС может официально объявить о сокращении QE. Он также не стал обсуждать темпы замедления выкупа активов, пообещав лишь, что ФРС "будет тщательно оценивать поступающие данные и возникающие риски".
Высокую инфляцию, как и в предыдущих выступлениях, Пауэлл назвал временным явлением. В ФРС доминирует официальная точка зрения, что главная причина последних ценовых скачков заключается не в работе печатного станка, а в сбоях транспортировки товаров, обусловленных распространением коронавирусной инфекции. С другой стороны, пандемия угрожает росту спроса. И то, что эту угрозу ФРС воспринимает серьёзно, было подтверждено буквально за несколько дней до симпозиума, когда американский регулятор объявил о переводе встречи в Джексон–Хоуле в онлайн–формат. Это случилось в начале прошлой недели и привело к прекращению коррекции, начатой 18 марта.
Пауэлл также напомнил, что целью ФРС является достижение максимальной занятости, до которой пока далеко. Глава ФРС сказал, что ужесточение денежно–кредитной политики сейчас может быть "особенно вредной" ошибкой. Но, если рост инфляции станет серьёзной проблемой, FOMC "обязательно отреагирует", заверил он.
"Инвесторы следили за речью Джерома Пауэлла в поисках подсказок, когда ФРС может начать сворачивать свою политику “лёгких денег”, — констатирует Елена Шишкина, начальник отдела анализа рынков ИК “УНИВЕР Капитал”. — Когда ФРС ужесточит политику, акции компаний США начнут снижаться. Глава ФРС не стал рисковать, что вызвало положительную реакцию рынка. По слухам, его кандидатура будет выдвинута президентом США на новый срок в середине сентября. Спешить с разворотом политики ему нет смысла.
Рубль может укрепиться уже в конце сентября — октябре. Пока отпускной сезон не закончен и средства, полученные в виде дивидендов, ещё не все конвертированы в доллары, он не укрепится. В октябре можем увидеть пару доллар–рубль в районе 71".
"Есть такая работа — долларовый печатный станок защищать, по возможности до последней капли здравого смысла, — иронизирует Пётр Пушкарёв, шеф–аналитик TeleTrade. — Мнения о выступлении председателя американского Центробанка разнятся, некоторые умудрились увидеть там лишь подтверждения пускай медленного и постепенного, но всё–таки начала грядущего сокращения мощностей денежного принтера. На мой же взгляд (а судя по обновлениям всех исторических верхов биржевыми индексами Уолл–стрит и Азии — и на взгляд большинства крупных участников рынка тоже), основной посыл речи Пауэлла в Джексон–Хоуле заключался как раз в поиске поводов и всяческих оправданий для максимально растянутого во времени и дальше продолжения нынешней стимулирующей политики. Имея кучу цифр в руках, Пауэлл пытался доказывать, что вот вы все инфляцию видите, а на самом–то деле её не то чтобы нет, но она и не такая большая, как кажется из статистики, и скоро вся сама пройдёт. Инфляция мало сказалась на зарплатах, есть далеко не по всем видам товаров, говорил он, игнорируя гигантское подорожание металлов и другого сырья, — упражнялся в эквилибристике не хуже наших отечественных любителей сослаться в отрицании инфляции на удешевление чистки штор".
По мнению эксперта, этого подхода от Пауэлла и следовало ждать, учитывая гигантскую потребность команды Байдена в источниках для срочного финансирования планов "зелёных" инвестиций и вложений в инфраструктуру США.
На прошлой неделе Палата представителей США проголосовала за рамочный бюджет на $3,5 трлн, предусматривающий существенное увеличение расходов на социальные нужды, а также на защиту окружающей среды. Кроме того, конгрессмены решили до 27 сентября провести голосование по уже принятому Сенатом законопроекту о вложениях в инфраструктуру на $1 трлн.
Эти расходы будут частично профинансированы за счёт повышения налогов на богатых американцев, а также на нефтеперерабатывающие предприятия и криптовалютные операции. Ещё одним источником станет выручка от продажи нефти из стратегических резервов. Но большую часть денег планируется привлечь за счёт размещения займов Минфина, что будет трудно сделать в случае начала QE Tapering и тем более в случае подъёма ставок ФРС. Кстати, Джером Пауэлл в ходе выступления в Джексон–Хоуле особо подчеркнул, что начало уменьшения выкупа активов не станет сигналом скорого повышения ставок.

Перспективы не ясны

По поводу динамики биржевых активов до конца текущего года мнения опрошенных "ДП" экспертов разошлись. Пётр Пушкарёв полагает, что встреча в Джексон–Хоуле придаст импульс притоку дополнительного свежего капитала не только на Уолл–стрит, но и в развивающиеся экономики, включая российскую. "Индекс S&P500 успешно прошёл сразу по завершении конференции в Джексон–Хоуле давно ожидаемую рекордную отметку 4500 пунктов и вполне может теперь выйти до конца года и на 4700–4800 пунктов, — прогнозирует он. — Промышленный индекс Доу–Джонса к первой половине следующего года, вероятно, дотянется и до 40 000. Как минимум до даты ближайшего заседания ФРС (22 сентября), а скорее всего, и дальше — до конца года западные, а вслед за ними и российские биржи имеют хорошие шансы продолжить подъём. И фондовые, и сырьевые инструменты по–прежнему будут наводняться необеспеченной денежной массой. В том числе и на фоне желания отстраниться от инфляции, которую Федрезерв желает игнорировать, объявляя её временной и даже искусственно занижая её масштабы. Пока растут акции, параллельно до конца года и цены на металлы ещё раз к максимумам подтянуться способны, а нефть — и уровни выше $80 за баррель превзойти.
Что до мировой валютной системы, то, вероятно, она останется пока на распутье, но опираться на доллар в моменте станет чуть меньше, а благодаря продолжению биржевого ралли и потребность в защитной функции доллара также снизится. Поэтому "бакс" вряд ли станет заметно дорожать по отношению к другим мировым валютам на фоне первых шагов по уменьшению программ выкупа американских казначеек с нынешних $80 млрд, скажем, поначалу до $60–65 млрд в месяц с декабря. В горизонте нескольких следующих месяцев доллар может среднесрочно начать и новый виток снижения в цене к корзине из резервных валют. Хотя процесс этот может идти и не быстро, не какими–то ускоренными темпами, но всё же он заберёт потенциальное давление и с валют emerging markets, а значит, общая ситуация на валютных рынках вряд ли будет давить на рубль. Рубль отреагировал непосредственно на речь Пауэлла волной укрепления, доллар подешевел в пятницу вечером сразу почти на 40 копеек, вздох облегчения на российских рынках был очевиден. Но, учитывая слабость восстановления перспектив внутреннего спроса в российской экономике, инвестиционного бума в реальный сектор у нас явно не ожидается, а значит, и последствия от подвижек курсов мировых валют для рубля сгладятся: базово на месяц–другой доллар, думаю, останется в России примерно в нынешнем коридоре от 73 до 76 рублей".
"Итоги встречи были ожидаемы, но сейчас представляет особый интерес итог заседания ФРС в ноябре, — предупреждает Елена Шишкина. — Именно в ноябре мы можем услышать от ФРС график действий по уменьшению покупки облигаций. Фондовые индексы подошли к сентябрю на рекордных максимумах, но быстро распространяющийся штамм "дельта" коронавируса и опасения, что крупные центральные банки скоро начнут разворачивать стимулирующие меры, запущенные в эпоху пандемии, означают, что инвесторы начнут перестраивать портфели. Множество индикаторов указывают на то, что фондовые рынки США настроены на разворот. Естественно, что в момент, когда рынок США начнёт падать, наш рынок тоже не будет стоять на месте, а снизится".
Итоги симпозиума в Джексон–Хоуле не дали окончательной ясности в отношении планов ФРС. Ясно, что американский Центральный банк из–за ускорения инфляции будет вынужден сворачивать монетарные стимулы, если позволит ситуация, но это будет длительный и постепенный процесс, чтобы не травмировать рынки, на которые завязана доходность пенсионных и взаимных фондов и тем самым благосостояние американцев. Такая ситуация не должна сильно помешать аппетиту к риску и привести к обвалу сырьевых валют, в том числе рубля, но и сильно укрепиться российская валюта на таком фоне вряд ли сможет. Поэтому курс может колебаться в диапазоне 72,5–74,5 рубля за доллар США в ближайшие недели. Также на курс рубля, естественно, будут влиять итоги заседания российского Центробанка в сентябре по вопросу изменения ключевой ставки и политические перемены в Германии, в частности номинирование канцлера, что может повлиять на вектор отношений ЕС и России.
Сергей Суверов
инвестиционный стратег УК "Арикапитал"
Одним из самых ожидаемых выступлений в Джексон–Хоуле была речь главы ФРС Джерома Пауэлла. Участники рынка ждали комментариев относительно монетарной политики, а именно план регулятора по сворачиванию экономических стимулов и динамике ставок. В целом тон Пауэлла соответствовал ожиданиям рынка. Даже несмотря на то, что сейчас не были обозначены конкретные даты изменения политики регулятора, он подтвердил необходимость снижения программы выкупа активов с рынка до конца года. После встречи в Джексон–Хоуле заметно снизился уровень волатильности на рынках и вырос аппетит к риску. Валюты развивающихся стран укрепились к доллару, что также верно для российской валюты. Можно ждать сохранения динамики в ближайшее время. Тем не менее можно предположить, что на ближайших заседаниях ФРС, запланированных на сентябрь и ноябрь, объявят о конкретных действиях по сворачиванию экономических стимулов, что может создать рыночную волатильность в среднесрочной перспективе.
Юлия Мельникова
аналитик УК "Альфа–Капитал"