Полумёртвый сезон: пандемия и запреты оставили турбизнес без лета

Автор фото: Коллаж "ДП"

После застойного 2020 года турбизнес Петербурга возлагал большие надежды на недавно завершившееся лето. Первый поток гостей встретили ещё в мае: только за длинные праздники Северную столицу посетили около 250 тыс. человек.

Вслед за возвращением внутреннего потока власти Петербурга ответили на "беспрецедентный вызов" и всё же провели Международный экономический форум (ПМЭФ) и Чемпионат Европы по футболу, которые должны были состояться ещё летом прошлого года.
Панацеей для туризма крупные международные мероприятия так и не стали. Едва стартовавший высокий сезон пришёл в упадок из-за COVID-ограничений и массовых отмен мероприятий, а присутствие иностранных туристов осталось почти незамеченным.
Итоги полупандемийного лета – в материале "ДП".
В одном из последних исследований специалисты JLL пришли к выводу, что проведение Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) и Чемпионата Европы по футболу (Евро-2020) существенно поддержало гостиничный рынок Северной столицы.
"Отельеры Петербурга оказались более стрессоустойчивыми по сравнению со столичными и не прибегли к сокращению тарифов. Мы ожидаем, что по мере открытия границ рынок Петербурга восстановится быстрее с точки зрения показателя RevPAR, — отмечает руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яна Уханова. — Нужно не вести отсчёт от допандемийных показателей, а следить за темпами прироста в существующей реальности. Нынешний год уже подает надежды на “выздоровление” и восстановление туристического потока, но в объемах внутреннего спроса".
ПМЭФ-2021 и ЕВРО-2020 стали первыми крупными мероприятиями мирового масштаба в постпандемию и действительно впервые за долгое время вызвали приток туристов. При этом оба события посетили всего лишь около 150 тыс. человек, включая иностранцев. Несмотря на небольшое количество болельщиков и участников экономического форума, в дни последнего спрос на пятизвёздочные отели в Петербурге вырос в 2,5 раза. За время Евро-2020 бизнес заработал 3,5 млрд рублей, а траты болельщиков превысили 1,5 млрд.
Подводя итоги лета 2021 года, участники рынка отмечают, что положительное влияние ПМЭФ и ЕВРО-2020 переоценено. Сопредседатель комитета по туризму и гостиничному бизнесу Amcham Санкт-Петербург Яков Адамов рассказал, что загрузка отелей качественного сегмента во время ПМЭФ составила примерно 70%. При этом после очередных изменений в "антиковидном" постановлении № 121 ситуация ощутимо изменилась в худшую сторону.
"Однозначно в негатив сильно сыграли ограничения, когда в июле запретили все массовые мероприятия. Это обрубило весь июль и август: никаких туристических групп и банкетного обслуживания, все крупные проекты ушли в другие регионы. Как отель, который в том числе предоставляет залы и где работает банкетная служба, только на отменах мероприятий мы потеряли десятки миллионов, — признаётся Адамов. — Теперь с 28 августа ввели согласование для мероприятий, численностью свыше 75 человек. В Москве напомню, ничего согласовывать не нужно".
За лето противоэпидемические правила корректировались шесть раз. При этом желая не допустить роста заболеваемости на фоне крупных международных мероприятий, власти в том числе массово отменяли концерты и вводили ограничения для общепита. Говоря о прибытии иностранных туристов на Чемпионат Европы по футболу, Яков Адамов подчеркнул, что только в классифицированных отелях ежедневно доступны 44 тыс. номеров. С учётом высокого туристического сезона и коллективных средств размещения, работающих в сером и чёрном секторе гостиничного бизнеса, даже 300-500 тыс. гостей стали бы для Петербурга каплей в море.
Профессор кафедры менеджмента СЗИУ РАНХиГС и доктор экономических наук Марина Морозова отмечает, что средняя загрузка отелей по итогам летнего сезона составила лишь около 50%.
"Отели премиального сегмента выиграли за счёт представителей корпораций и государственных делегаций, которые приезжали в Петербург для участия в ПМЭФ. Часть гостиничного бизнеса заработала от общего наплыва болельщиков, но влияние Евро-2020 всё равно почти не ощущалось: спрос перераспределился, многие выбирали для проживания квартиры или апартаменты", — объясняет Морозова.
Традиционно низкий осенний сезон отельеры встречают без оптимизма. Несмотря на выполнение противоэпидемических требований и 75% вакцинацию персонала, представители хореки не получают поддержки, которую хотели бы видеть от городских властей. Особую тревогу вызывает эпидемиологическая обстановка, из-за ухудшения которой в городе могут ввести новые ограничения.
"Сразу вспоминается прошлый год, когда говорили, что ограничений не будет, а 3 декабря всё запретили. Эти паттерны поведения городского правительства повторяются, — возмущается Яков Адамов. — То есть мы точно знаем, что говорить будут одно, а делать — другое, поэтому верить мы не можем. Это напрямую отражается на наших гостях: корпоративные клиенты заранее оценивают возможные убытки и отказываются от мероприятий, зная, как опасно планировать что-то на Петербург. Если во время борьбы с пандемией власти Петербурга начнут ослаблять ограничения и больше их не вводить, это бы нам помогло. Второе направление — пересмотреть налоги для отрасли: ходатайствовать об отмене федерального налога на прибыль, помочь нам убрать НДС, и в целом обсудить эти вопросы с экономическим блоком".

Второй год на парковках

В конце августа сервис OneTwoTrip назвал Петербург одним из самых популярных летних маршрутов у россиян. Хоть внутренний туризм и был одним из главных трендов минувшего лета, стать по-настоящему ощутимой поддержкой для петербургского турбизнеса ему всё же не удалось.
"Официальная статистика пока не подведена, однако предполагается, что по сравнению с 2019 годом туристический поток в Петербург упал на 40%. Почти до нуля сократился международный въездной туризм, который формировал порядка 50% от общего турпотока. Достичь допандемийного уровня в условиях постоянно действующих ограничений практически невозможно, — отмечает Марина Морозова. — Необходимость вакцинироваться и делать ПЦР-тесты сильно ограничивает путешественников, это происходит по всем сегментам. В выигрыше минувшим летом однозначно оказались загородные отели и санатории, где можно было спастись от жары. Наряду с событийным туризмом сильно просели транспортные компании, групповой и детский туризм".
С последними утвержениями согласилась член ассоциации содействия русско-китайскому туризму и соучредитель союза автоперевозчиков и предпринимателей "Регионы"Кира Журавская. В беседе с "ДП" генеральный директор транспортного предприятия ООО "Драйв-тур" и туроператорской компании ООО "Бест Драйв" рассказала, что транспортные компании парализованы с начала пандемии, а туристичекие перевозки нерентабельны. Не изменилась ситуация и летом 2021-го.
"Международные мероприятия прошли мимо. В частности, мы заселяли достаточно много китайских туристов, но отели стояли незагруженные. К сожалению, в России в последнее время стимулировался индивидуальный туризм, а групповой в качестве безопасного не поддерживается. Мы пытались переключиться на русских туристов, но больше их не стало. Одно дело — иностранец, которому нужен гид, перевозчик, услуги, и другое — москвич, который приезжает погулять на выходных, — объясняет Журавская. — Поэтому нужна поддержка туроператоров, которые предлагают групповые поездки, чтобы у людей была возможность выбора. Не было у нас роста вообще никакого. Я, как туроператор, стою два года. Вообще ноль".
В то же время многочисленные (более 50 правил) противоэпидемические требования, установленные для туроператоров и транспортных компаний Петербурга, касались не всех. Пока городские фирмы пытались получить QR-код, позволяющий работать во время пандемии, по улицам Северной столицы курсировали туристические автобусы из других регионов. Представители турбизнеса недоумевают: почему они должны предоставлять договоры на дезинфекцию и делать фотоотчёты с пассажирами в масках, а их московские коллеги, организующие туры в Петербурге — нет.
"Это никто не контролирует, приемлемых условий нет, поддержки – тоже, — негодует Кира Журавская. — Комитет по туризму не делает ничего для туризма. Следует в срочнейшем порядке убрать ограничения, поддержать групповые туры. Что будет дальше — я не знаю. На моих глазах многие предприятия закрываются, кто-то не выдерживает лизинг. Точные цифры сказать не смогу, но можно предположить, что с начала года рынок покинули около 30%".
Во время подготовки материала "ДП" обратился в комитет по развитию туризма Петербурга, попросив назвать число приехавших этим летом туристов, перечислить меры поддержки для бизнеса и оценить показатели летнего сезона. Ответа от профильного ведомства не последовало.

Ложка мёда

Несмотря на общую усталость туристического бизнеса от сложившихся обстоятельств, часть экспертов оценивает завершившийся летний сезон скорее положительно. Генеральный продюсер ресторанной премии WhereToEat Ирина Тиусонина считает, что гостей в этот раз было много.
"Лето прошло под флагом внутреннего туризма и это прекрасно. Конечно, по сравнению с 2019 годом туристов было меньше, но в целом всё хорошо. В этом году в Петербурге было значительно лояльнее, чем во многих других регионах", — отмечает Ирина Тиусонина.
По данным ассоциации туроператоров России, спрос на туры в Петербург в летнем сезоне 2021 года практически приблизился к уровню 2019-го. Среди стимулирующих факторов продаж эксперты назвали отложенный спрос, отсутствие жёстких COVID-ограничений и федеральную программу туристического кешбэка.
Доктор экономических наук и профессор СЗИУ РАНХиГС Марина Морозова подчеркнула, что внутренний туризм этим летом в том числе стимулировала метеорологическая обстановка.
"Хорошая погода безусловно повлияла. При этом прослеживалась тенденция, что туристы проводили больше времени в пригородах, стараясь комбинировать свои поездки. Сами жители Петербурга тоже часто выбирались на природу. Было много краткосрочных поездок в Петербург с выраженными экскурсионными целями", — перечисляет Морозова.
Говоря о прогнозах на осенний сезон экономист подчеркнула, что локальные закрытия туристическому бизнесу не грозят, однако ситуация по-прежнему будет зависеть от уровня заболеваемости и действий городских властей.
"Сейчас потоки туристов довольно устойчивые, ситуация стабилизировалась. Делать какие-то конкретные прогнозы пока сложно: непонятно, будет ли новая волна COVID-19, введут ли из-за этого ограничения, как будет идти массовая вакцинация. Если останутся такие крупные мероприятия как Культурный форум, то, естественно, туристы приедут, включая международных. Пусть не так много, как в норме, но тем не менее... Думаю, что по сравнению с 2020 годом туристический рынок покажет существенное и устойчивое восстановление".