Конкурируем даже с хорошей погодой: какое будущее ждёт соцсети

Автор фото: Беликов Валентин

Победителем первого Рейтинга IT-компаний стал Вконтакте. Его CEO Марина Краснова — о конкуренции с YouTube и TikTok, развитии петербургского ИТ-кластера и будущем социальных сетей.

Выручка Вконтакте в 2020 году выросла на 15% и превысила 25 млрд рублей (в СПАРК динамика ещё лучше). На чём вы зарабатываете больше всего? И что ждёте от 2021 года, удастся ли продолжить расти двузначными темпами?
— На 2021 год у нас большие планы — мы продолжаем расти. Несмотря на бурный рост онлайн-активности в 2020-м, нам удалось не только удержать новые аудиторные показатели и показатели вовлечённости, но и нарастить темпы роста.
Основной источник выручки ВКонтакте — доходы от рекламы. Большой объём ресурсов мы инвестируем в развитие инструментов для бизнеса, сохраняя при этом возможность пользоваться всеми сервисами ВКонтакте бесплатно.
В какие проекты сейчас Вконтакте инвестирует больше всего сил и денег? Это видеозвонки? Или что-то другое?
— ВКонтакте всегда работало одновременно во многих направлениях — пользователи с момента появления социальной сети решают здесь самые разные задачи. Сейчас в VK можно не только общаться, слушать музыку, смотреть видео и проводить время в пабликах, но и получить услуги, например, вызвать такси, купить продукты, заказать еду, продать вещи, даже найти работу и многие другие. ВКонтакте один из немногих продуктов в мире с сильной экспертизой и собственными уникальными технологиями в коммуникационных и развлекательных сервисах.
Пандемия показала, насколько важно иметь комфортные инструменты для дистанционного общения, организации онлайн-активностей. Поэтому у нас особый акцент на проекты, которые находятся на стыке коммуникаций и развлечений. Один из самых свежих примеров — недавно мы запустили приложение для видеозвонков на десктопе. Это позволяет вывести звонки на совершенно другой технологический уровень, снять любые ограничения — по качеству картинки, стабильности, длительности звонка, количеству участников. И, в отличие от конкурентов, это абсолютно бесплатное приложение, причём с продвинутыми возможностями — сейчас одновременно в наших видеозвонках могут находиться 2048 человек, а позже количество участников будет неограниченным. Среди инноваций, доступных в звонках ВКонтакте — демонстрация экрана в качестве 4К, интеллектуальное шумоподавление, AR-фоны.
В направлении развлечений мы продолжаем развивать запущенный год назад сервис коротких вертикальных видео Клипы ВКонтакте — в этом году зафиксировали рекорд смотрения 300 млн просмотров в сутки. В нашем фокусе также находится работа с авторами, создающими контент в социальной сети — для поддержки создателей контента мы перезапустили партнёрскую программу и развиваем сервис донатов VK Donut. До конца года также планируем представить ряд технологий и обновлений в других сервисах ВКонтакте.
В Петербурге вы крупнейшая IT-компания по выручке. И редкий случай крупного бизнеса, который не стремится убежать в Москву. Вам не тяжело в отрыве от столицы? Головной холдинг и все ключевые партнеры ведь там. И что с кадрами — не тесно ли?
— Петербург наш родной город, здесь находится наша штаб-квартира. Мы открываем новые офисы именно здесь, продолжая традиции легендарного Дома Зингера: речь про Дом у Красного моста и совсем новый штаб на Большой Морской. В Москве базируется часть Команды, чья работа связана прежде всего с общением с партнёрами. На самом деле пандемия показала, что работать можно из любого места. Однако красивый и энергетически сильный город — это, безусловно, источник вдохновения.
CEO ВКонтакте Марина Краснова
Вас часто сравнивают с Тик-Током, меряют, у кого время пользования больше. А с Ютубом вы готовы соревноваться? Ведь чувствительный общественно-политический, образовательный контент пока что весь там. Будете ли бороться за условную нишу не слишком успешного рутуба?
— В команде мы часто обсуждаем, что конкурируем не только с интернет-сервисами, но даже с хорошей погодой и массовыми праздниками. В такие дни люди больше времени проводят в оффлайне, общаясь с друзьями — это также хорошо, для этого мы развиваем, в том числе, и оффлайн-сервисы. Но если говорить про интернет, то мы успешно конкурируем с большим количеством международных и российских компаний по разным направлениям — месенджер, музыкальный стриминг, видео, потребление контента и многое другое. Россия в этом плане уникальный рынок — в большинстве западных стран тотально доминируют глобальные игроки. А в России именно ВКонтакте является наиболее популярной соцсетью как по данным Mediascope, так и по данным других компаний.
По направлению видео у нас очень большие амбиции и большие планы. Чуть больше года назад мы запустили сервис коротких вертикальных видео Клипы ВКонтакте. А совсем недавно перезапустили нашу Видео ВКонтакте: теперь прямые трансляции могут смотреть одновременно неограниченное число зрителей в качестве 4К, видео можно выводить на большие ТВ-экраны благодаря поддержке ChromeCast и AirPlay. Мы добавили формат Picture in Picture, который позволит смотреть видео в маленьком окне в углу экрана и одновременно листать новостную ленту, общаться с друзьями или использовать другие приложения. Продукт развивается не только с точки зрения технологий, мы активно работаем над привлечением нового контента. Фильмы, сериалы, эксклюзивные шоу, трансляции спортивных соревнований, концертов, фестивалей, спектаклей, лекций — у пользователей очень большой выбор, поэтому видеосмотрение на нашей платформе постоянно растёт.
Развитие платформы невозможно без авторов, поэтому мы развиваем и инструменты для монетизации контента. К примеру, теперь администраторы групп и публичных страниц будут получать деньги за рекламу в своих роликах.
Возможна ли экспансия Вконтакте на внешние рынки? Я знаю много иностранцев, которым нравится платформа, они ценят её за простоту и за редкий контент (артхаусный кинематограф, например), но им там как-то очень уж одиноко.
— У нас уже примерно 25 млн активной месячной аудитории вне России. Хоть мы и сфокусированы в первую очередь на российском рынке, но видим, что пользователи в других странах — СНГ и не только — часто выбирают ВКонтакте для общения и потребления контента. Например, в Казахстане очень любят смотреть короткие ролики в нашем сервисе "Клипы".
Вы не боитесь, что социальные сети однажды забросят также как забросили когда-то ЖЖ и форумы. Интернет ведь легко "дизраптить", а новые поколения стремятся изобрести новые форматы. Сейчас часто приходится слышать критику фэйсбука, что эта соцсеть переживает закат. Что вам позволяет быть уверенными, что бизнес удастся удерживать актуальным на горизонте десятилетий?
— Мы не боимся перемен, потому что сами никогда не стоим на месте. ВКонтакте сейчас и 10 лет назад — это совершенно разные продукты. Даже за один год у нас запускаются сотни обновлений, и это одна из ключевых причин, почему ВКонтакте — самая популярная соцсеть в стране. В IT очень важна гибкость — запросы аудитории меняются очень быстро, выживают лишь те, кто реагирует оперативно. В начале пути у ВКонтакте практически не было конкурентов, сейчас по каждому направлению есть десятки разных игроков — конкуренция помогает всем продуктам быстрее и качественнее развиваться. Когда мы увидели всплеск интереса к коротким видеороликам и доступным видеоконференциям, то быстро разработали "Клипы" и сильно обновили наши звонки.
Какие проекты вы реализуете в Петербурге для поддержки IT-кластера, инноваций, образования? Может ли внутри вконтакте родиться стартап, получить вашу поддержку и выделиться в самостоятельный продукт?
— Мы с большим вниманием относимся к развитию IT-сообщества в России, а особенно в родном Петербурге. Большинство наших проектов для широкой аудитории проходят онлайн, чтобы в них могли поучаствовать все желающие, но на очные мероприятия мы всегда рады приглашать в Санкт-Петербург.
Здесь проходит финал чемпионата VK Cup — на него приезжают сильнейшие разработчики и дизайнеры, в том числе чемпионы мира по программированию. Ещё один любимый проект — наш хакатон, для которого мы всегда стараемся находить уникальные и значимые для Петербурга локации. Участники несколько дней разрабатывали свои проекты, например, в стенах Манежа или Главного штаба Эрмитажа. Кроме того, мы регулярно проводим митапы, где делимся своим опытом и рассказываем про технологии ВКонтакте. Во время пандемии многие из этих проектов частично или полностью мигрировали в онлайн, но это не навсегда.
ВКонтакте создаёт учебные проекты с ведущими университетами и школами программирования. Сотрудники ВКонтакте преподают в ИТМО и СПбГУ, предлагают практические задания для других университетов и Computer Science Center. Мы проводим лекции и читаем курсы, открываем собственные лаборатории и организовываем стажировки. Работать в IT — значит никогда не прекращать учиться, ведь технологии развиваются с невероятной скоростью.
В компании мы тоже поддерживаем культуру стартапа, потому что создавать прорывные истории можно только в такой креативной, постоянно развивающейся среде. Два раза в год у нас проходит внутренний хакатон — многие идеи потом становятся новыми продуктами и функциями ВКонтакте.
На ваш взгляд, чего не хватает петербургскому IT-кластеру, чтобы развиваться быстрее?
— IT-рынок выгодно отличается от более традиционных сфер тем, что часто не привязан к конкретной локации. Запускать цифровые продукты можно из любой точки мира, не обязательно собираться в офисе, — пандемия это ещё раз доказала. Поэтому можно жить в Петербурге и работать, например, в компании из Кремниевой долины — или наоборот. IT-кластер в Петербурге достаточно активно развивается — сказывается то, что здесь расположены офисы многих крупных компаний, есть сильные технические школы и вузы. Но даже сейчас успешный бизнес вне Москвы — это пока скорее исключение, а не правило. Это актуально для большинства сфер — не только для IT.